РАДОНИЦА – поминовение усопших после Светлой Седмицы
Вторник следующей после Светлой седмицы недели установлен как день, когда совершается поминовение усопших гласным образом. Ведь в праздник Пасхи и на Светлой седмице, Церковь не совершает панихиды по усопшим и другой гласной молитвы о прежде почивших ( «гласной»- иначе говоря, во всеуслышание произнесенной молитвы). Но на второй неделе по Пасхе – Фоминой неделе - после Литургии уже совершается панихида. И этот день становится днем общей радости — нашей и наших почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость Воскресения Христова, которой радуемся во весь пасхальный период. И слово "Радоница" со словом "радость" однокоренное. Христос прежде сошел во ад, чтобы вывести усопших из тьмы смерти, ведь так и поется в тропаре: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ.» Стало быть, и почившим родственникам нашим Христос принес радость воскресения, которое состоится во Второе Пришествие Господа, когда мертвые восстанут из своих могил, чтобы прийти на Страшный Суд, где Господь будет судить праведников в Жизнь Вечную, а грешников – в вечную погибель.
В книге Откровения апостола Иоанна Богослова описываются события, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами – схождение огня с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов… Откровение дается Иоанну, когда он во время гонения на христиан, был сослан на остров Патмос. Речь идет о первых десятилетиях христианства, но уже в этом тексте есть упоминание о том, что субботним днем, то есть отданным Богу, для уверовавших во Христа стал день воскресения. Мессия предстает перед апостолом как Первосвященник, Ходатай за мир, Грядущий Судия, облеченный в подир (одеяние священника и опоясанный золотым поясом, символизирующим царское достоинство). Ключи от ада и смерти, а значит и власть над ними, теперь в руках Христа, который, пройдя через смерть, стал для нас источником жизни.
Пасхальное поминовение усопших – «Радоница» – не предусмотрено ни греческим, ни русским церковным Уставом, и оно совершается у нас «по благочестивому обычаю».
На Саровских торжествах, которые происходили в 1903 году и были связаны с обретением мощей великого русского святого – преподобного Серафима Саровского- протоиерей Философ Николаевич Орнатский произнес несколько речей- поучительных Слов - о значении Серафима Саровского для России. Одна из этих речей касалась поминовения усопших. В ней о. Философ в частности пишет: «Но что значит поминовение церковное, чем вызывается оно и какую пользу имеет для поминающих и поминаемых? Поминовение пред Богом живых и усопших братий наших есть свидетельство любви нашей к ближним. Сами бессильные помочь ближним, мы просим Всемогущего Господа даровать им здравие, мир, прощение грехов, блага временные и вечные, а так как любовь никогда не прекращается, даже и после смерти наших ближних, то мы молимся и за умерших, испрашивая им прощение грехов, мир и покой за гробом, вечное блаженство в обителях Отца Небесного. Обычай поминать умерших восходит к ветхозаветной древности, в Новозаветной Церкви он в особенности соединяется с принесением Бескровной Жертвы Тела и Крови Господних. «Превеликая будет польза душам, о коих моление возносится, когда Святая предлежит и Страшная Жертва», — говорит святой Кирилл Иерусалимский. Тогда души умерших по вере и молитвам приносящих Бескровную Жертву усвояют себе силу этой бесценной жертвы, сподобляются милости Божией, получают «мир, ослабление и свободу» от загробных мытарств и вечного осуждения.» ( Филофос Николаевич Орнатский. Труды и дни. Москва, Отчий дом. 2018 г стр. 387-388.)
Каждый из нас сам должен о своих почивших помнить, должен о них молиться. Тем не менее необходимо в течение года участвовать в церковных богослужениях, за которыми молится практически вся Церковь об усопших. И, с одной стороны, для нас это - некая школа молитвы, и в то же время возможность исполнить свой христианский долг любви к почившим родственникам. То есть в этот момент вся Церковь в лице её ныне живущих членов собирается для того, чтобы помолиться обо всех тех членах Церкви, которые уже почили. Святой праведный Иоанна Кронштадский поучал: