XXXII Рождественские чтения. Региональный этап
Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности»
23 ноября после Божественной литургии в храме прмч.Андрея Критского началась конференция - XXXII Международные Рождественские чтения (Региональный этап направления "Древние Монашеские традиции в условиях современности). Все гости во главе с епископом Кронштадтским Вениамином (Кирилловым), наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, братия Лавры, а также наместник Свято-Троицкой приморской Сергиевой пустыни игумен Варлаам (Переверзев), и.о. начальника Валаамского подворья в Петербурге, игумен Иосиф (Крюков) и другие участники события, вместе с сестрами Константино-Еленинского монастыря и монахинями Воскресенского Новодевичьего женского монастыря, настоятельницы - игумения Илариона (Феоктистова) и игумения София (Силина), приглашенная гостья игумения Евфросиния (Берлизова), настоятельница Староладожского Успенского девичьего монастыря, направились в Конференц-холл Просветительского Центра им.сщмч. Философа Орнатского. После совместной молитвы приветственное слово для открытия Региональных Рождественских чтений произнес епископ Кронштадтский Вениамин, который в частности сказал: Миряне ждут от монастырей и монахов особого, чуткого, утешительного слова, поэтому так оживилось в последние несколько лет паломническое движение именно в монастыри, которые стали для верующих островками тишины, спасения от суеты мира, в особенности от информационной агрессии, которая характеризует современное информационное пространство. Печально будет, заключил Владыка Вениамин, если этот вызов современности останется без ответа. Конечно, сказал Владыка, основная миссия монаха - молитва, но такая молитва, которая отвечает на потребность времени. Будем молиться, -заключил Владыка, - храни всех Господь!
О том, как развивается монастырская жизнь в Африке и есть ли она там, рассказал в своем сообщении архимандрит Захария ( Мулинга) клирик Патриаршего Экзархата Африки в Танзании, ныне проходящий обучение в СПбДА на факультете иностранных студентов. Основываясь на историческом материале, архимандрит Захария показал, как в первые христианские времена возникали православные монастыри на Африканском континенте в разных регионах, как постепенно под натиском враждебных воинствующих сил монахи покидали обители, монастыри подвергались разорению, население близ лежащих селений и деревень насильно обращалось в мусульманство и другие религии, так что постепенно христианская традиция вытеснялась из религиозного сознания разных народностей и племен Африки. Тем не менее в нынешнее время монахи, которые действительно принесли себя в жертву Христу, возвращаются к истокам христианства, находят разрушенные стены древних монастырей, пытаются возродить христианскую веру, пусть даже католическую, живут среди мирян. С установлением в Африке Патриаршего Экзархата на территории Танзании оживилась и православная жизнь под омофором РПЦ.
Необычно живым по манере выступления был доклад о монашестве на Филиппинах, с которым выступил иеромонах Иоанн (Гондаяо), клирик Филиппинско-Вьетнамской епархии Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии. Ныне он обучается на факультете иностранных студентов СПбДА. В докладе была выстроена исторически четкая хронология появления первых христиан на Островах Филиппин. Впервые христианство появилось на Филиппинах в XVI в. Испанский конкистадор и мореплаватель Фернан Магеллан, совершивший первое кругосветное путешествие, открыл филиппинские острова в марте 1521 г. Уже в 1605 г. пришли августинцы и начали встраиваться в жизнь местного туземного населения. За ними стали появляться доминиканцы и представители иезуитов. В настоящее время основное христианизированное население - это 80%- католики, 11% - это протестанты и около 4% исповедует православную веру. В 1996 г. на Филиппинах появляются греческие православные миссионеры и устанавливают Экзархат Греческой православной Церкви. А в 2001 г. основывается православный женский монастырь, правда, к настоящему времени там живет 2 монахини и 1 послушница. РПЦ не так давно основала свою православную миссию, при которой находятся 4 монаха и есть 1 монахиня, которая помогает по хозяйству, все они в основном обучают прихожан клиросному пению, пекут просфоры. Монахи служат литургию. Однако своего монастыря у РПЦ на Филиппинах пока нет.
Вслед за этими выступлениями ведущая, В.Б. Казарина, руководитель мастерской Покров при Константино-Еленинском монастыре, пригласила игумению Илариону. Матушка выступила в докладом на тему " Чтение святоотеческой литературы в современных монастырях: традиции, практика, вопросы". Матушка Илариона высказала несколько важных тезисов. Во-первых, что чтением духовной литературы должны руководить духовно образованные монахи, особенно, когда к ним за помощью обращаются миряне. Изучение богословских дисциплин очень важно, поскольку это дает и формирует систему духовных координат. Далее Матушка обозначила такую важную тему, как порядок чтения духовной литературы в кельях монахами, по слову отцов Церкви посвящать чтению хорошо утренние часы. Чтение духовной литературы можно причислить к числу дел по внушению Духа Святаго, в частности так считал святитель Игнатий (Брянчанинов), т.к. чтение совершается в молитвенном состоянии. У чтения должна быть конкретная цель - применять и воспринимать то, что прочитано в наследии духовных отцов. Свое понимание о прочитанном надо сличать с тем, что говорит духовный наставник, доверяя ему полностью в этом отношении. Мирские люди ищут в чтении утешения, ответы на свои духовные вопросы, используя часто проповеди в интернете, что само по себе находится на грани греха, и не считаться с этим нельзя, т.к. это является веянием нашего времени. Ничто не может заменить живого общения с духовно опытными старцами, монахами, однако есть проверенные временем печатные издания трудов святых отцов, которые необходимо изучать, потому что печатаное слово передает Дух Святой и лечит душу и образовывает сознание.
Историческим по своему содержанию и житийным по форме был рассказ о схиигумении Евпраксии, который был прочитан настоятельницей Староладожского Успенского девичьего монастыря игуменией Евфросинией (Берлизовой) В докладе были приведены многие редкие факты из биографии матушки Евпраксии, о ее пути послушания и Божественного просвещения.
Перед перерывом был заслушан доклад В.Б. Казариной, руководителя мастерской древне-русского шитья "Покров" при Константино-Еленинском монастыре.
После совместной трапезы участники конференции были приглашены посетить Музей Христианской культуры, находящийся в здании Многофункционального центра Наследие, где они прослушали экскурсию, рассказывающую о коллекции музея, о памятниках древне-русской иконописи, об иконах XVII-XVIII веков, о древних памятных изданиях Библий апракосов, хранящихся в музее.
Оставьте Ваш комментарий