16 июля 2019

К годовщине расстрела царской семьи в Ипатьевском доме, в Екатеринбурге, в ночь на 17 июля 1918 года

Прошло уже больше ста лет со дня мученической кончины царской семьи. В ночь на 17 июля во многих храмах проходят ночные богослужения. Церковь чтит подвиг последнего русского императора и его семьи. Царь Николай II, царица Александра Федоровна и их дети были людьми необыкновенными еще до своего мученичества. Некоторые наши современники видят их святость только в мученичестве, говоря, что прежняя их жизнь не дает никаких оснований для прославления. Но это не так. Ведь государь и его супруга вместе с детьми были глубоко верующими христианами, делами добра подтверждая свою преданность Христу. Их подвиг страстотерпчества и мученичества вызревал постепенно.

Царь Николая II не видел разницы между исполнением личного христианского долга и своим служением Отечеству как государя. Он был не просто христианин, он был православный царь, помазанник Божий; а власть, основанная на христианских принципах, имеющая благодатную помощь свыше, более всего ненавистна злу. Такая освященная Божьим промыслом власть постоянно ставит пределы злу и его проявлениям в мире. Вера Николая II в Бога и вера в свой народ оказалась сильнее всего, и эту веру не могло поколебать никакое человеческое предательство.

Государь терпел клеветнические нападки и при жизни и по смерти. Да, он отрекся от престола, но в чем был смысл отречения?

Отречение от престола означало отказ от исполнения обязанностей по управлению государством. Однако оно не означало его отречения от царского достоинства. Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы в результате отречения государь потерял царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Это вопрос, который помогает понять смысл преследований царской семьи большевиками вплоть до их убийства.

Над царем при восхождении на престол был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все. Государь, передавая власть своему брату Михаилу, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы подталкивали его к этому). Но главное – он был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он совершил отказ от власти во имя спасение идеи христианской власти и в надежде на спасение России. Есть свидетельства о том, что незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!»

Своим подвигом исповедничества Христа перед лицом наступавшей хаоса царь Николай Александрович посрамил приверженцев нового якобы более «демократического» уклада жизни, когда все определяется большинством голосов, а в конце концов - теми, кто громче кричит. Так кричали иудеи: «Не Его хотим, но Варавву», — не Христа, но антихриста. В лице ревнителей конституционной монархии подвиг царя обличает всякий компромисс с ложью — не менее великую опасность нашего времени.

Но все же нужно ясно понять и четко сформулировать, за что именно была убита царская семья. Может быть, это было просто политическое убийство? Тогда их мучениками назвать нельзя. Однако в нашем народе живет сознание святости подвига царской семьи. Поскольку в качестве первых святых на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, и их убийство также не было прямо связано с их верой, то комиссия по канонизации приняла решение осуществить прославление семьи государя Николая II в этом же лике. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого.

Большевики не просто хотели уничтожить возможных претендентов на царский престол, им был ненавистен сам православный царь как символ православного богобоязненного государства. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия. В 1832 году в «Основных законах Империи» в статьях 43 и 44 подчеркивалось, что «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». Государь и его семья были готовы пострадать за православную Россию, за веру, они так и понимали свое страдание. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Уже в Ипатьевском доме незадолго до мученической кончины великая княжна Татьяна в одной из книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

В свидетельствах о чудесном заступничестве царственных страстотерпцев народу русскому обращает на себя внимание то, что во многих случаях благодатную помощь от них получали люди, которые до этого были равнодушны к судьбе царя и даже повторяли клеветнические наветы на государя — будь то вчерашняя коммунистическая ложь или сегодняшний «демократический» обман.

Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

(По материалам журнала Фома - фрагменты интервью с протоиереем Владимиром Воробьевым, секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета, опубликованного к 400-летию дома Романовых.)

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн