08 октября 2019

О Вторых Покровских Чтениях в Академии художеств

В Академии художеств подходит к концу выставка изделий золотного и лицевого шитья современных мастеров разных школ: это и Питерская школа, лаконичная в рисунке, гармоничная в цветовом решении, великолепная в исполнении. Это и артобъекты мастеров из Вязьмы, представляющие собой иконы в дорогих окладах и ларцах, которые берут с собой в дорогу, вышитые в разнообразных техниках и нарядно украшенные и заботливо уложенные в шкатулки, просто бери и дари кому-то близкому и дорогому. На выставке представлены вышитые иконы, возду́хи, плащаницы, катапетасмы-завесы на Царские врата. Свои работы привезли мастерицы из Свято-Георгиевского женского монастыря на Фиоленте, из Севастополя, из нашего Константино-Еленинского монастыря, который выступил с инициативой проведения Покровских чтений и организации выставки и поддержал мастерскую Покров в этом просветительском проекте. Заслуга в организации такого успешного и содержательного события принадлежит, конечно, и научному руководителю конференции-Вере Борисовне Казариной. На открытии Выставки присутствовали и держали слово декан факультета живописи Чувин Александр Валентинович, Член Академии художеств , декан факультета живописи, Кутейникова Нина Сергеевна, профессор кафедры русского искусства РАХ, Ольга Леонидовна Некрасова-Каратеева, доктор искусствоведения, профессор ПГПУ им. Герцена. На Выставке среди посетителей выделялись восточные друзья, которые стояли отдельной группой- китайские студенты нового отделения Кафедры художественного образования и декоративного искусства, - золотошвейного мастерства. О красоте выставленных работ можно судить по тем немногим фотографиям, которые удалось сделать в первые часы работы выставки.

Конечно, для тех, кто причастен Константино-Еленинскому монастырю, особенно ожидаемым был доклад Матушки Иларионы, настоятельницв монастыря.

Матушка постаралась сделать акцент на том,что творчество -это дар Божий и является одной из черт образа Божия в человеке. Однако, говорит Матушка, мы живём в мире искаженном после грехопадения первого человека, Адама. Творчество может быть таким, каким задумал его Господь, а может быть и ложным творчеством, т.е. тем, как человек понимает свою страстную природу и как он отображает ее в своем творчестве. Таким образом ложное творчество служит удовлетворению страстей. Подлинное же творчество-это соработничество человека с Богом. В пример Матушка привела книги Священного Писания, которые продиктованы Святым Духом, а написаны человеком. Люди, проявляющие признаки участия в со-творчестве с Богом, являются Его волю, а не свою. Это очень важно для понимания подлинного творчества. А как же проявляется со-творчество с Богом в духовном делании? Прежде всего Матушка отметила, что творчество может быть внешним и внутренним. Это очень важное разграничение.

Массовое движение в монастыри было отмечено в XIX веке. Огромное количество молодых женщин стремились к подвижничеству, которое проявлялось в принятии монашества. Причем большое разнообразие сословных представителей участвовали в этом движении. Создавались крупные монастыри. Творческий подход в создании обителей очевиден. Создание Уставов монастырских тоже является проявлением творчества. Матушка привела в пример факты из истории Новодевичьего Воскресенского женского монастыря, который создавался указом императора Николая I. Этот указ инициировал написание Устава для женской обители, в котором отразились и богослужебные правила, и правила организации быта сестер в Монастыре, а Матушка Феофания положила основы развития ремесел в монастыре. Были созданы иконописные мастерские, мастерские церковного шитья, закладывались певческие традиции. А внутреннее творчество монашеское-это прежд всего молитвенное делание, - сказала Матушка в заключении.

Программа конференции включала выступления тех, кто выставил образцы своего творчества в Выставочном зале и кто с огромным воодушевлением рассказывал о достижениях своих творческих объединений.

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль