Сретение Господне
Всенощная служба на Сретение -долгая, по монастырскому уставу, служба, сопровождаемая многочисленными песнопениями. Так, на благословении хлебов, поется тропарь праздника (гл. 1-й): «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». На полиелее праздника поется величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень».
В день Сретения Господня Святая Церковь возвращает нас к дням младенчества Господа Иисуса Христа. Она вводит нас в Иерусалимский храм, куда Пречистая Дева с праведным Иосифом принесла Младенца Иисуса, чтобы исполнить ветхозаветный закон. С самого Рождества Христова Церковь постепенно показывает каждое событие, связанное с началом земного пути Спасителя и освещает то, как Младенец Христос приобщался земной жизни. Сначала нам раскрывалось значение Крещения Господня , чтобы привести нас к пониманию, что мы, крещенные и освященные благодатью, можем сделать первый шаг по пути нашего следования за Христом. Этот шаг делается для подготовки к посвящению себя Богу. В Ветхом Завете Богу посвящались только первенцы мужского пола, в Новом же Завете мать-христианка приносит Господу всякого ребенка, потому что теперь в Церкви Христовой «несть мужеский пол, ни женский».
Начиная с середины января в воскресные и праздничные дни уже поются ирмосы Сретенского канона. Они подготавливают нас к восприятию духовного содержания наступающего праздника, раскрывая его в прообразах Ветхого Завета. Особенное значение имеют в этом отношении ирмосы 1-й и 9-й песен, из которых первый связывает нас с духовными переживаниями праздника Крещения, а последний непосредственно подводит к постижению смысла Сретения Господня и значения его для нашей духовной жизни.
Ирмос 1 ой Песни : «Сущу глубородительную землю солнце нашествова иногда, яко стена бо огусте обаполы вода, людем пешомореходящим, и богоугодно поющим: поим Господеви, славно бо прославися.
Да каплют воду облацы, солнце бо на облаце легце носимо настало есть, на нетленную руку, Христос в церкви, яко младенец. Темже, вернии, возопиим: поим Господеви, славно бо прославися.»
Ирмос 9 ой песни : « В законе сени и писаний образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложеснаразверзая, свят Богу. Тем Перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына Первородящася Материю неискусомужно, величаем:
Иже древним новорожденных горличищ супруг, двоице же бяше птенцев, в нихже место божественный старец, и целомудренная Анна пророчица, от Девы рожденному, и Сыну Единородному Отчу, в церковь приносиму, служат величающе»
Участие Божией Матери в событии Сретения Господня столь велико и значительно, что сам этот праздник является наполовину Богородичным. Уже по строю богослужения он более приближается к двунадесятым праздникам в честь Божией Матери, чем к Владычным праздникам. К Божией Матери обращаемся мы в тропаре праздника, Ей посвящены прокимны на утрене и Литургии, Ее же призываем мы и во многих других песнопениях этого дня. Особенно большое место занимают обращения к Божией Матери . Обращаясь к Ней, Чистой Голубице и Нескверной Агнице, мы просим Ее покрыть и соблюсти нас от всякие нужды и печали и просветить наши души, омраченные «люте житейскими сластъми.»
Вместе с Божьей Матерью в Сретении участвуют праведный Симеон и пророчица Анна. Поскольку и Церковь земная и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня. «Богоносе Симеоне, – прииди, подыми Христа, Его же роди Дева Чистая Мария.» А святую Анну пророчицу мы призываем: «О дщи Фануилева, прииди, стони с нами, и благодари Христа Спаса, Сына Божия»
Оставьте Ваш комментарий