Покровские III и Линтуловские XIV чтения в Константино-Еленинском монастыре при участии Санкт-Петербургской Духовной Академии
12 декабря состоялись сразу две конференции, одна из которых - III Покровские Чтения «Древнерусское шитье – история и современность» была посвящена прикладному церковному искусству, а вторая – XIV Линтуловские чтения- отражает научные исторические и богословские исследования современных ученых. Покровские чтения открылись утренней сессией и проходили в режиме он-лайн трансляции. Эта новая форма проведения конференции воплотилась весьма успешно - все участницы умело представляли свои презентации, демонстрировали работы на фотографиях, рассказывали об исторических исследованиях, и при огромном объеме информации укладывались в регламентные 10 минут, выделенные на выступление каждого участника.
Вторую части онлайн-конференции -XIV Линтуловские чтения- открыла игумения Илариона, чей доклад был посвящен Уставу Воскресенского Новодевичьего монастыря и источникам его. Матушка давно изучает монастырские уставы, считая их подлинными руководствами к жизни монашествующих.
В докладе Михаила Витальевича Шкаровского была очень сжато и содержательно раскрыта история Антоние-Дымского монастыря и его трагической судьбы в начале ХХ века. Антоние-Дымский монастырь разделил судьбу множества русских монастырей, переживших поругание святынь, разрушение храмов, расстрелы насельников, исчезновение святых мощей в годы гонений на Русскую Православную Церковь. Докладчик рассказал о вехах восстановления Казанского нижнего храма и верхнего Свято-Троицкого храма главного собора монастыря, которое началось в 1994 году, а также об обретении мощей святого преподобного Антония Дымского. Мощи святого не сразу вернулись в Антоние-Дымский монастырь, а какое-то время пребывали в Успенском Тихвинском монастыре. Также было рассказано о подворье в Санкт-Петербурге, переданном монастырю, которое находится в Покровском храме на Боровой улице. Таким образом монастырь возрождается и наполняется молитвенной, евхаристической и приходской жизнью.
В докладе Сартакова Алексея, студента Санкт-Петербургской Духовной Академии, было рассказано о христианских монастырях Востока и их влиянии на литургические открытия XIX века на примере экспедиционной деятельности профессора Н.Ф. Красносельцева. ( 1845-1898 гг). В докладе говорится о том, что проф. Николай Фомич Красносельцев предпринял несколько поездок в составе экспедиционных групп на Восток, включая посещение Константинополя, Афин, Салоников, Иерусалима, Афона. Первая поездка в Палестину состоялась в 1881 году. А следующая уже в 1888 году. Во время этих экспедиций с ним находилась группа отечественных ученых, среди них Алексей Афанасьевич Дмитриевский, ученик Красносельцева. Во время пребывания на христианском Востоке Николай Фомич занимался исследованиями, посещая библиотеки, которые открыли доступ к знаниям о литургических практиках древности. В результате им были написаны несколько трудов, например, « Сведения о некоторых литургических рукописях в Ватиканской Библиотеке» ( 1885 ), «Типик церкви Святой Софии в Константинополе» ( 1891 г.) Осенью 1898 г. Николай Фомич, находясь в экспедиции в Константинополе, заболел и вскоре скончался. Основываясь на изучении наследия Н.Ф. Красносельцева, автор делает вывод о том, что монастыри Востока повлияли на литургическое богослужение в русском православии.
Краеведческим по содержанию был доклад Пиотровской Е.К, в котором раскрывалась тема связи Карельских территорий с Православным Востоком. В этом докладе описывается судьба храмов, построенных в ближайшем пригороде Санкт-Петербурга – Зеленогорске (финское или шведское название этого города -Териоки)и его окрестностях. Так автор рассказывает об удивительном храме «Сошествия Святого Духа на Апостолов», который находился невдалеке от платформы Комарово. Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов –это великолепный памятник деревянного зодчества. Он был построен в пос. Комарово (Келломяки) в 1905 г. на пожертвования дачников, по проекту и при непосредственном участии ведущего епархиального архитектора Николая Никонова. Но в 1917 году Церковь в результате пожара была утрачена. Ныне восстановлена небольшая деревянная часовня на месте сгоревшего храма и образован приход. На Приморском шоссе есть еще один храм этого выдающегося петербургского архитектора – Казанской иконы Божией Матери. Он был построен между 1910-1915 годами, в московско-ярославском стиле. Это многоглавая церковь с высокой колокольней (49 метров вместе с крестом). Вся церковь снаружи оштукатурена и окрашена в один белый цвет. По проекту предполагалось расписать храм изнутри, но началась первая мировая война, и этим планам осуществиться не удалось. Интересно, что в период с 1918 по 1939 год храм принадлежал православной автономной церкви в Финляндии. До 1923 г. он находился в составе Российской православной церкви, а с 1923 года –в составе Константинопольского Патриархата. До конца 80-х годов здание использовалось для хозяйственных нужд под продовольственный склад. В 1980 году было решено отреставрировать здание. Реставрация проводилась под руководством архитектора К. А. Кочергина. Была восстановлена колокольня, побелён фасад. В 1989 году храм был передан Приходской общине. 12 августа 1990 года состоялось торжественное освящение церкви патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Еще один прекрасный храм стоял на берегу озера Красавица. Ныне о нем напоминают только гранитные остатки фундамента. Земли эти были подарены Линтульскому монастырю Иннокентием Сибиряковым, известным меценатом т богатейшим человеком своего времени. Сейчас построена небольшая часовня в честь Иннокентия Иркутского, и в этом прослеживается духовная связь с благотворителем этих земель, ставшим схимонахом Иннокетием. Также несколько слов было сказано и о родственнике Иннокентия Сибирякова – его брате, унаследовавшем библиотеку Жуковского, которая была передана им Томскому университету. Этот доклад связал историю края с нашей конференцией и показал связь времен и людей.
Протоиерей Илья Шапиро, настоятель церкви Святой Троицы в с.Горетово выступил с докладом «Триединство столиц русских как разрешение исторических противоречий»-по наследию учеников о.Иоанна Кронштадтского. Основным постулатом доклада является мысль о наследии мироощущения, которое было свойственно о. Иоанну Кронштадтскому его духовными чадами – о. Философом Орнатским, Владыкой Серафимом (Чичаговым), протоиереем Понтием Рупышевым. Цель проповеди перед паствой – христианское просвещение и вечное спасение, единение в вере,- так считал о. Философ. О.Понтий, находясь в Литве, размышляет о духовной природе ведущих столиц Европы: « Париж-тьма, Петроград –свет, Лондон – лукавство», выстраивая нравственную линию по шкале ценностей среди ведущих городов. О Москве он говорит – «Москва-жизнь» и далее « Киев-благоухание», «Петроград-свет». Так три столицы Православия соединены духовными ценностями христианской жизни. В этом и проявляется влияние троичности богословия отца Ионна Кроншадтского, переданной им своим духовным наследникам. Ведь отец Иоанн видел образ Божий в человеке через проявления воли-разума-чувств. Апостола Петра он называл апостолом любви, апостола Павла – апостолом мудрости, апостола Иоанна – апостолом чистоты. Во всем видел отец Иоанн Троицу Святую, весь мир для него и его духовных чад существует в трех измерениях.
Прозвучал доклад Рукавишниковой Валентины Викторовны из Новгородского Государственного университета о воинских захоронениях Антониева монастыря в Новгороде. К большому сожалению, архивы, из которых бы можно было почерпнуть сведения о захоронениях, утрачены, поэтому единственным источником информации является наличие надгробных плит на месте захоронений. Их всего 23. Они находятся невдалеке от храма Рождества Богородицы монастыря. На некоторых имена не читаются, но есть отчетливые надписи о захоронении Татищевых и Салтыковых, относящиеся к 18 веку. Всего до нас дошло 4 надгробия 18 века, из 19 века – 3 надгробия, несколько принадлежат воинам, захороненным в начале 20 века. Остальные утрачены. Это и понятно, после революции надгробия использовались для строительных целей, а некоторыми даже выложена дорожка к храму. Родственникам не разрешалось перезахоронить своих предков на гражданских кладбищах, вывезти их в Санкт-Петербург. В наше дни кладбище практически пустое, что хорошо видно на слайдах презентации. В докладе Гаевской Н.З «Уличение юродивого как мотив» раскрывается механизм уличения, т.е. проявления истинного лица. Конечно, многозначность понятия «уличения» включает и компонент обличения греха, предвещающее покаяние. Культурный мотив уличения формируется в русской литературе в середине XIX века, а сам термин введен Гете, который трактовал мотив как комплекс идей и повторяющихся эмоций. Динамика мотива ведет к изменению ситуаций. Поэтому автор связывает уличение и называет его мотивом. Кроме того, в поддержку своего тезиса автор говорит о том, что об уличении юродивого как мотива известно из трудов Д.С. Лихачева. Одна из центральных задач уличений юродивого – это обличение греха. Недаром существует понимание юродства как призвание «ругаться миру». В этом присутствует и зрелищность и протест. Но с другой стороны – это и проповедь и наставление. Надежда Зеноновна ссылается на труды Панченко, в которых указывается, что юродивый не выступает против социального уклада, а своим юродством обличает грех. «Узнавание – уличение - проповедь» - вот три компонента поведенческой модели юродивого.
Прозвучало еще несколько интересных и содержательных докладов в рамках заявленной программы XIV Линтуловских чтений прежде, чем завершилось это заседание. Хочется отметить доклад Екатерины Сталинской о воспитании духовного начала в старшеклассниках на примере библейских тем, представленных в мировой живописи. Это и доклад Подковыровой Веры Григорьевны о рукописной Библии, созданной в 1502-1507 гг. уникальным каллиграфом и создателем своеобразного порядка прочтения и композиции книг Священного Писания Матфеем X ( Матвеем Ивановичем), книги, которая так и называется «Сборник Матфея Х» и является безусловным памятником книжного искусства.
XIV Линтуловские чтения показали разносторонность интересов и подходов в научных исторических, богословских, культурологических исследованиях участников конференции, расширили кругозор всех, кто принял участие в сессии, и подтвердил важность этой конференции для обмена научными результатами.
Оставьте Ваш комментарий