18 марта 2019

Торжество православия

Ежегодно по окончании первой недели Великого поста христиане отмечают праздник Торжества Православия, в память о том дне, когда православная церковь узаконила почитание икон и навсегда покончила с ересью иконоборчества.

Основанное на Святом Писании и не подлежащее изменениям учение о почитании икон зародилось вместе с первыми христианами. Оно было неотъемлемой частью служения Богу.

Но в VIII веке в Греции появилась ересь иконоборчества, основанная на идее о том, что почитание изображений святых является отражением идолопоклонничества. Православная Церковь вновь переживала невиданные ранее гонения - в течение более ста лет мощи святых и иконы изымались из храмов и предавались огню. Верующие христиане под страхом смерти спасали предметы почитания, а пойманных сажали в темницы или казнили.

Сейчас трудно представить, что идея запретить христианам почитать иконописные образы святых подвижников веры и Самого Господа и Его Пречистой Матери могла овладеть умами высокопоставленных правителей и их чиновного окружения спустя несколько веков после того, как христианство было признано официальной религией при царе Константине Великом. Лишь на том основании, что образы пишутся красками и наносятся на доски, еретики стали обвинять христиан в поклонении материальному предмету, совершенно игнорируя духовную суть святых икон. Но тем не менее именно такие умонастроения в правящих кругах Византийской империи определили новый виток иконоборчества. Особое влияние на установившуюся ситуацию оказывала развернувшаяся гражданская война в Византии. Во время правления императрицы Ирины на VII Вселенском соборе в 787 году отцами Церкви было принято решение о восстановлении почитания икон. Противостояние христиан и иконоборцев стало терять силу, но все же страх осуждения за почитание икон еще не покидал души христиан. Изменения возникли только после смерти императора Феофила 20 января 842 года и прихода к власти его жены, святой императрицы Феодоры. В 843 году, в конце первой недели Великого поста, императрица Феодора на особой службе в Софийском соборе Константинополя объявила иконоборчество ересью, она одновременно провозгласила возвращение почитания икон. После богослужения в соборе верующие вышли на улицу с иконами в руках. Они шли вслед за императрицей, которая провела их по улицам Константинополя. После крестного хода иконы были возвращены на свои места в храмах и церквях, над воротами городов и дверями домов.

Именно это событие и лежит в основе праздника Торжества Православия. В первый праздник Торжества Православия христиане отмечали не победу над иконоборцами, но победу над ересью, расколом и заблуждениями.

Что такое чин Торжества Православия? Этот Чин – творение Константинопольского патриарха Мефодия. Этот чин и по сей день служится в конце первой недели Великого поста, по завершении литургии. В центр храма выносятся две иконы: Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, как два символа. Образ Господа показывает, что человек несет в себе образ Божий, образ Пресвятой Богородицы есть символ того, что человек по своей чистоте может приблизиться к Богу. Изображения Богоматери и Иисуса Христа напоминают о том, что любовь Творца безгранична, что каждый из людей велик и достоин служить Богу, вести праведную жизнь и приблизиться к идеалу.

После выноса икон на аналой начинаются молебны. Создание этого чина словно подвело черту: с этого момента не произошло новых нападок еретиков на почитание икон.

Икона «Торжество Православия» изображает сразу несколько мучеников, что характеризует сложную историю и дух праздника. Это изображение содержит в себе икону Божьей Матери - Ее лик печален, она указывает на изображение Иисуса на своих коленях. «Торжество Православия» показывает, что теперь не нужно прятать святые образы, они снова могут быть общепринятым символом веры.

Праздник Торжества православия имеет особый смысл и для личности: встав на духовный путь, христианин воспринимает праздник не только в исторической борьбе суждений, но и в своей личной вере. С первой недели Великого поста начинается испытание силы духа верующего, который ограничивает себя в благах и больше времени уделяет молитвам. Дойти до конца пути поста, ревностно следуя всем предписаниям, стараясь вести жизнь достойного служителя Бога — и есть настоящее Торжество Православия для личности.

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль