В неделю Крестопоклонную
В благодатное время Великого поста православному христианину удобнее всего изменить личный образ жизни, дабы лучше замечать за собой свои грехи и бороться с ними. С другой стороны, никакой пост не обходится без искушений. Поэтому Церковь, дабы поддержать духовные силы и воодушевить постящихся, на середине Святой Четыредесятницы установила воспоминание Честного и Животворящего Креста Господня, который являет собой «хранителя всей вселенной» и «укрепление верующих», как говорится в одном из песнопений.
В cубботу вечером за всенощной в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Поклонение Кресту Господню напоминает нам о том, что путь к Воскресению лежит через крест, а спасение души невозможно без борьбы с грехами, без скорбей и страданий.
11 марта в Воскресенском Новодевичьем монастыре состоялась беседа с иеромонахом Кириллом (Зинковским) на тему "Крест Христов в молитвенной практике христианина". Иеромонах Кирилл – известный в Петербурге проповедник, клирик церкви Казанской иконы Б.М. в Вырице, преподаватель, доктор богословия. При всех своих научных богословских заслугах о. Кирилл умеет простым и доступным языком показать и объяснить сложные христианские истины. Беседа началась с утверждения о том, что Крест Христов является важной отправной точкой в молитвенном делании христианина.
Однако о. Кирилл посмотрел на этот тезис с точки зрения повседневной практики пребывания в храме христианина. Он сказал: "Все мы знаем, что в храме стоит Крест с распятием, мы знаем, как подойти в кресту и приложиться к распятию, но далеко не всегда мы целуем свой нательный крестик и благодарим распятого Господа за жертву во имя нашего спасения. А ведь о значении креста в христианском вероисповедании писали в древности не мало, известны труды египетских монахов 4 века! Надо признать, что часто к нательному кресту относятся как к оберегу, имеют к нему какое-то суеверное отношение, а это противно нашей православной вере.
Как крест должен влиять на наш внутренний мир? Свт.Феофан Затворник говорил, что мысли роятся в нашей голове как вихрь снежинок. Такое беспорядочное движение мыслей разрушает гармонию нашего внутреннего мира. А что же делать, чтобы войти во внутреннее равновесие? Свт. Феофан считал, что каждый христианин должен понести для этого свой крест. " Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и , затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне..." ( Мф., 6: 6). Свт Феофан считал, что речь идет о внутреннем человеке, о призыве Господа внимательно молиться - втайне, при закрытых дверях. Внимание на молитве дается нелегко. Это только сорняки на огороде растут без всякого ухода за ними, а доброе растение требует приложить немало труда для его взращивания. Бог призывает нас приводить свой мир в порядок.
Но с другой стороны молитва связана с внутренней борьбой, которая тяжела. Трудность в доброделании - временная, потому что таков замысел нашего Творца: чтобы мы научились постепенно приучать себя к добродетельным занятиям, постепенность воспитывает в нас терпение, человек приучается к воздержанию. А в молитве нет такого привыкания, молитва всегда "нудится". Когда мы смотрим на распятие, на Крест Христов, мы должны смотреть на него со смирением и не брать на себя непосильного молитвенного груза, ведь Бог посылает нам крест по силам.
Крест возносит нас к Небесам, но основание его крепко стоит на земле. Во время молитвы мы должны отрешиться от всего земного, но не должны улетать в мечтах, это означало бы оставить свой крест, потому что смысл мечтаний - оторванность от земных забот, а это не полезно человеку. Отец Кирилл отметил также, что мы мало осознаем связь Креста и молитвы во время Евхаристии. Очень важная мысль о том, что если человек будет распинать в себе дурные мысли, то Христос будет пребывать в его душе, так считал Никодим Святогорец, так он писал в толковании на Канон Воздвижения Креста Господня.
Вот такие мысли прозвучали в беседе в начале Крестопоклонной недели и нам хотелось поделиться с друзьями этими размышлениями отца Кирилла.
Оставьте Ваш комментарий