Концерт "Монастырские звоны"
Концерт "Монастырские звоны" состоялся 27 мая в Престольный праздник — Святой Живоначальной Троицы — на Свято-Троицком Линтульском подворье Константино-Еленинского монастыря. В программе звучали колокольные звоны разных традиций и эпох в исполнении звонарей Санкт-Петербурга.
Не обошлось в этот день без чудес: те, кто пришел на Литургию чуть позже 10 утра, видели, как над колокольней Свято-Троицкого Линтульского храма нарисовался четкий радужный круг и стоял так во время всей Праздничной службы.
Концерт готовили и в нем участвовали Вице - президент Ассоциации колокольного искусства России, кампанолог Сергей Старостенков, штатный звонарь храма Владимирской иконы Божией Матери, руководитель школы звонарей при Владимирском соборе Владимир Кайчук, а также Мария Вотрогова, штатный звонарь храма Владимирской иконы Божией Матери, и Лидия Рахманова, звонарь, кампанолог.
В концерте выступил Народный вокальный ансамбль «Веселуха» ДК «Первомайское». Художественный руководитель Маргарита Кулябина.
В предисловии к концерту Светлана Григорьевна Замешайлова, руководитель Паломнической службы монастыря, рассказала об истоках колокольных звонов, и это было очень уместно, потому что в общей массе мы не очень сведущи в истории, традициях и разновидностях колокольных звонов: «Начало употребления колоколов приписывают египтянам. Грекам тоже были известны колокола - еще до Рождества Христова. В Китае и Японии древность некоторых колоколов нисколько не уступает древности колоколов в Риме, Греции, Иудеи и Египте. Первые колокола при церквах в Средневековой Европе были введены в употребление в VI веке. Более пятнадцати веков тому назад!
И в глубокой древности, и в культуре античной Греции, и у христиан колокола призывали народ в храмы, извещали о времени суток, о начале войны и выступлении в поход. Когда случался пожар, или смерть епископа, эпидемии. По венчальному перезвону колоколов в России узнавали - откуда жених и невеста. И погребальный звон узнавали все...
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм. Все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов:
«Колокол русский, народный,
Колокол Церкви святой!
Чуден твой голос свободный,
Люб отголосок мне твой»
Затем звонари показали примеры звучания разных колокольных традиций, в том числе Встречный звон, который относится к уставным звонам Русской православной церкви и совершается перед богослужением архиерейским чином при приближении архиерея к храму. Поскольку для Русского Севера характерно деревянное зодчество: небольшие церкви и часовни с легкими колоколенками, - то и сами северные колокольные звоны похожи на прозрачное вологодское кружево, в котором выделяются средние и зазвонные колокола, ведущие свою тонкую мелодию.
Наряду с региональной традицией с X-XI веков на Руси начали формироваться и традиции локальные, распространявшиеся через религиозные и культурные центры, которыми издавна являлись монастыри.
Псково-Печерский Успенский мужской монастырь – единственный древний монастырь на пространстве современного Российского государства, где богослужения, а стало быть, и колокольный звон не прекращались ни на один день с 1473 года. На звоннице полностью сохранился подбор старинных колоколов 16-19 вв. Братия бережно сохраняет традиции исполнения и сами звоны. Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря - одно из самых значительных в Северо-Западной России. Набор, размещенный в настоящее время на Большой звоннице, состоит из 17 колоколов различных размеров и веса. Они не имеют имен, подобно колоколам некоторых крупных колоколен Москвы, Ростова Великого. Однако, сохранились названия отдельных групп: большие колокола, и «Бурлаки («Бурлыги»,) «Переборы» - средние, и «Тиньки» («Диньки») – самые маленькие, зазвонные колокольчики. Звон в этом монастыре уникален особой техникой. Три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот очепный древнерусский способ звона XVI-XVII веков сохранился сейчас только в Печерском монастыре.
Во время концерта шел рассказ о звонах Ростова Великого, которые представляют собой особое достояние России. Ростовский колокольный подбор Успенского собора сохранился с XVII века и располагается на звоннице – стенке. Ростовские колокола и звоны считались лучшими в Российской Империи. Их возникновение связано с митрополитом Ионой, который любил колокола и отливал их в своей резиденции. "На своём дворишке лью колоколишки, удивляются людишки", - говорил Иона. Он привлёк лучших мастеров колокольного дела. Большинство из 15 колоколов звонницы было отлито в конце XVII века. Самый большой колокол - "Сысой", названный в честь отца митрополита, весил 32 тонны. Этот звон звучал традиционно От Пасхи до Фоминой недели.
“Ростовские звоны, ростовские звоны –
Запев зачинающейся зари,
То звоны, то громы, то гулы, то стоны
В столетья ушедшие звонари.
.............
И от витийственного разгона,
И от размаха ушедших веков
Расходятся волны распевного звона
Ростова Великого колоколов”.
Вслед за перезвоном колоколов, зазвучала песня “За тихой рекою» в исполнении хора из поселка Первомайское. Очень органичное и живое звучание голосов придало особую лиричность всему концерту. Потом еще несколько раз звучали народные песни в исполнении ансамбля Веселуха и каждый раз собравшиеся на концерт провожали исполнителей горячими аплодисментами.
К началу XX века петербургские звоны превосходили, по тональному разнообразию и мелодичности, московские и даже ростовские «малиновые звоны». Тщательный подбор колоколов по звучанию обеспечивал петербургским колоколам исключительную музыкальность. Звон, который называют Лаврским, или Петербургским звоном звучит с колокольни Александро-Невской лавры, он разливается над площадью Александра Невского и Невским проспектом и уплывает по Неве.
Тихий разговор слушателей под звон колоколов, мелодии народного хора, гостеприимство Матушки Иларионы, игумении Константино-Еленинского монастыря, и матери Марии, старшей сестры Линтульского подворья, любовь прихожан Свято-Троицкого Линтульского храма к этой обители,- все это сделало незабываемым праздник Святой Троицы 27 мая 2018 года.
Концерт завершился звучанием Проводного звона.
Оставьте Ваш комментарий