К дню памяти святителя Николая — Николы Зимнего
11 декабря 2020 г. состоялось освящение первой выставки, открытой в новом здании Просветительского центра им. Философа Николаевича Орнатского, в Музее Христианской культуры. Выставка посвящена любимому святому земли Русской – святителю Николаю, Мир Ликийских Чудотворцу. Понятно, что открытие выставки приурочено к празднованию памяти святителя Николая – Николы Зимнего, 19 декабря- день преставления святого. На освящении присутствовала игумения Илариона, настоятельница Константино-Еленинского монастыря, монахиня Антония, старшая сестра подворья- храма преподобномученика Андрея Критского, иерей Тимофей Ивашкин, ктитор монастыря, Константин Вениаминович Голощапов, представитель губернатора Санкт-Петербурга А. Беглова, директор Музея Христианской культуры Марина Иннокентьевна Кришталь. После молебна и освящения выставочного зала, выдержанного в необыкновенно красивых терракотово-песочных тонах, где свет отражался в витринах и падал на иконы, окутывая их мягкой золотистой вуалью, матушка Илариона сказала несколько напутственных слов, адресованных организаторам выставки, отметив их прекрасную работу, удачное расположение экспонатов в выставочном пространстве, и пожелала молитвенного общения со святым святителем Николаем Чудотворцем, чей лик освещает и одухотворяет всякого, прикасающегося хотя бы взглядом к его дивному иконописному образу.
Беглый осмотр экспозиции с экскурсоводом Музея Христианской культуры Наталией Каминской придал событию большой познавательный вес. Рассказывая о наиболее необычных иконах в этом зале, Наталия часто упоминала имя знатока иконографии святителя Николая, Алексея Михайловича Лидова, который называл святого Николая «Русский бог» по сложившейся с древних времен традиции. В одноименной статье А.М. Лидов писал, что иконы с изображением св. Николая были настолько широко распространены и почитаемы, что иностранцы уже в XVII в. могли назвать любую икону «николаем (mikola)», используя личное имя святого как собирательное обозначение православного образа.
Образ и культ св. Николая приходят к нам из Византии, в которой традиция почитания этого святого уже вполне сложилась в IX веке, как раз когда и на Руси было принято христианство. Первое свидетельство о почитании этого святого старейшая летопись называет в 882 г.: в этом свидетельстве говорится о строительстве церкви св. Николая на могиле Аскольда в Киеве.
Иконографический тип изображения святого Николая, сложившийся в византийской традиции, был воспринят и на Руси. Но было нечто новое в русских иконах, что появилось именно на Руси, например, круглая форма иконы с изображением святителя. Эта форма подчеркивала мысль, что икона есть «печать Господня», созданная не волей человека, но божественным промыслом.
Исключительное место св. Николая в русской традиции во многом было связано с особой исторической ситуацией конца XI в. и важнейшим событием — перенесением мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари в 1087 г. Всего несколько лет спустя, в 1092 г. на Руси был установлен особый праздник Перенесения мощей св. Николая в Бари. ( Икона афонского современного письма, посвященная этому событию, нашла место на выставке рядом с витриной, где представлен ковчег со святыми мощами святителя Николая, святителя Спиридона Тримифунтского и святого равноапостольного царя Константина). Есть предположение, что именно Ефрем Переяславский создает текст русской версии «Слова на Перенесение мощей». Эта версия возникла на основе латинской Хроники Никифора, написанной сразу после появления мощей св. Николая в Бари, и в Хрониках приведены свидетельства участников этих событий. Но русский автор подчеркивает сугубо мирный и добровольный характер изъятия мощей святого в Мирах, стремясь придать событию характер «святого деяния». В Службе на память святого записаны новые русские чудеса Николы, которые возникли не позднее рубежа XI–XII вв. и являются бесценным источником информации о самом раннем периоде культа святого в Древней Руси.
С начала XIV в. на Руси получают распространение иконы св. Николая с житийным циклом на полях, следуя византийской традиции подобных икон, сложившейся к началу XIII в. Обычно сцены располагаются в исторической последовательности от рождества святого до изображения его кончины или «Перенесения мощей в Бари». Сцены жития прославляют деяния святого и выделяют особые грани его святости, например, роль св. Николая как защитника веры, заступника в самых разных обстоятельствах и чудотворца.
Период позднего средневековья отличает стремление к централизации культа Николы в Москве как столице растущего русского государства. В XVI в. в Московский Кремль переносятся наиболее почитаемые чудотворные иконы св. Николая со всей русской земли, и особенно из Новгорода, в течение столетий доминировавшего в почитании этого святого на Руси. И на выставке представлены такие иконы.
В экспозиции можно увидеть несколько типов икон с изображением святого: поясное изображение византийского типа, написанное греческим автором, изображение Николы Можайского с мечем в одной руке и с храмом в другой,- согласно преданию известному с XVI в., Никола предстал в таком образе во время одной из осад города Можайска, явившись в видении над городским собором и как бы указывая, что он берет город под свою особую защиту.
«Как бесчисленны чудеса святителя Николая, так многочисленны его иконописные изображения», - пишет в приветственном слове Игумения Илариона, настоятельница Константино-Еленинского монастыря. « Мы увидим здесь и образ кротости, и напомним себе, что Николай Чудотворец и «правило веры»…Житийные картины рождения святителя, его крещения, рукоположения в сан»...
Одно из поздних изображений святого называется «Никола раненый» и относится к 1917 году, Московская школа. Икона имеет интереснейшую историю, ибо она является списком с фрески на Никольских воротах Московского Кремля, поврежденной во время обстрела прямым попаданием снаряда. Лик святого не пострадал, что воспринималось как чудо, а Белая Армия считала этот образ символом освобождения России от большевиков.
Выставка устроена с большой любовью и почитанием этого святого, и хочется выразить надежду на скорую встречу посетителей с его разнообразными ликами, и пожелать приближения даты официального открытия выставки для публики.
Оставьте Ваш комментарий