День празднования памяти Новомучеников и исповедников Российских
День празднования памяти Новомучеников и исповедников Российских в 2019 году приходится на 10 февраля. Воскресный день этого праздника скорбный и торжественный: все-таки 20 век дал сонм святых, пострадавших за веру христианскую! И Петроград, будучи столицей Российской империи, был в центре революционных событий и гонений на Церковь Православную...
В своей книге «Крестом отверзается небо» ее автор, Валерий Павлович Филимонов, рассказывает о кончине протоиерея Философа Николаевича Орнатского и сыновей его - Николая и Бориса - в августе 1918 года. Приведем отрывок из жизнеописания отца Философа Орнатского, подвиг которого чтят в Константино-Еленинском монастыре, как молитвенника и небесного покровителя обители.
«… По воспоминаниям дочерей батюшки, Веры Философовны Яворской и Лидии Философовны Рюминой, в момент ареста он был совершенно невозмутим и спокойно последовал за явившимися на квартиру Орнатских чекистами.
…После ареста отца Философа не раз обращались в ЧК его родные и прихожане Казанского собора, но вразумительного ответа о судьбе батюшки и его сыновей из ЧК не последовало. Однажды в сквере у Казанского собора собралось много тысяч православных петроградцев и с пением молитв, с крестами, хоругвями и иконами, все они направились по Невскому проспекту на Гороховую. В ЧК приняли делегацию верующих и уверили, что отец Философ скоро будет освобожден.» Однако, пишет Валерий Павлович, «вероятнее всего батюшка и иже с ним убиенные сыновья были расстреляны в первую же ночь после ареста, (который предположительно произошел 9 августа 1918 года в день великомученика и целителя Пантелеймона.- Прим. авт.). Чекисты хорошо понимали, какую выдающуюся роль играл отец Философ в противостоянии новой власти. Его непререкаемый авторитет помог сплотить верующих для защиты православных святынь. Неутомимый борец за истину Христову вызывал у богоборцев ненависть и страх. Участь его была предрешена в рамках начинавшегося «красного террора». … Хорошо известно, что в период «красного террора» с осужденными не церемонились. Их практически сразу после ареста вывозили к месту казни и приводили приговор в исполнение». ( В.П. Филимонов. Крестом отверзается небо. Изд-во Сатисъ. СПб. 2015 г. стр. 161-162.)
Но если вернуться немного назад к событиям 1917 года, то надо вспомнить, что в Церкви происходили давно назревшие благотворные изменения. Несмотря на октябрьский переворот и захват власти большевиками, 28 октября Собор восстанавливает в Русской Церкви патриаршество, 5 (18) ноября 1917 избирает патриархом свят.Тихона (Белавина) и продолжает свою работу с небольшими перерывами до сентября 1918 года. Гонения на Церковь начались сразу после революционного переворота: роспуск Учредительного собрания 6(19) янв. 1918г., отменивший предложенную Собором модель отношений Церкви и государства; появление 20 янв. (2 февр) 1918г. декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви; лишение 10 июля 1918г. духовенства и монашествующих избирательных прав, объявление их нетрудящимися элементами, лишение их детей многих прав, в т.ч. получения высшего образования - всё это и многие другие антицерковные действия правительства Советской России положили начало тотальному разрушению церковной жизни русского общества и дали толчок к расправе над духовенством и физическому уничтожению священства. Первыми жертвами « красного террора» стали видные деятели православной Церкви. Убийства 31 окт. (13 нояб) 1917г. в Царском Селе прот. Иоанна Кочурова; 20 янв. 1918г. в Александро-Невской лавре - прот. Петра Скипетрова; 25 янв. 1918г. в Киеве митр. Владимира (Богоявленского); в начале августа 1918 года – расправа над прот. Философом Орнатским и его сыновьями вместе с другими тридцатью арестованными. Расстрел царской семьи… На сегодняшний день в составе Собора святых Новомучеников и исповедников Российских более 1700 имен.
Но однако праздник Собора Новомучеников и исповедников Российских остается каким-то «неудобным» для общества праздником. Об этом говорилось в докладе протоиерея Сергия Правдолюбова 25 января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений, основной темой которых был «Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе». Протоиерей Сергий Правдолюбов - настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Он - потомок священнического рода, украсившего себя подвигом страданий в страшные годы гонений на церковь. В докладе отец Сергий высказал мысль о том, что ныне, невзирая на установление Церковью дня памяти Новомучеников и исповедников Российских, реабилитацию их честных имен государством, все же в почитании святых, пострадавших за веру в последние времена, имеются трудности. Он отметил, что сильных изменений в сознании людей «не произошло»: по-прежнему царит безбожная атмосфера во многих семьях, детских садах и в школах. Исключения есть, но они весьма малочисленные.»
Трудности почитания мучеников были почти всегда. «Уже 1000 лет назад преп. Симеон Новый Богослов убеждал почитать новых святых так же, как и знаменитых древних (Добротолюбие. Том V. Деятельныя и богословския главы, 157-158). Значит и тогда почитание новых мучеников и святых не сразу обретало общецерковное значение. В богослужебных книгах мы встречаем такой термин: «Мучениколюбец». Значит, были и равнодушные к почитанию мучеников. «Приидите, мучениколюбцы», – то есть те, кто предрасположен к почитанию. И это задолго до ХХ века. Очевидно наш век не является исключительным в нежелании почитать новых святых, существует странная инерция в душах людей, которую с трудом приходится преодолевать.
Какие трудности имеются сейчас в почитании Новомучеников? Протоиерей Сергий Правдолюбов указывает на то, что причиной нежелания общества широко почитать новомучеников является инертность в сознании большинства людей и их небольшая осведомленность в данном вопросе. Преодоление этой инертности лежит во-первых, в информированности общества о подвигах священнослужителей и мирян в годы «красного террора» через публикации жизнеописаний новомучеников. Это должно пробудить интерес к жизни и страданиям именно того святого человека, которому посвящены житийные описания. При чтении краткого жития может возникнуть явление, подобное резонансу, когда душа вдруг откликается созвучием, одинаковостью переживания, возникает сначала интерес, а потом и любовь, которую уже никто не может остановить. Во-вторых, должны появиться изображения Новомучеников- фотографии и иконы. Здесь имеется очень тонкая связь души иконописца, души святого и иконописных изображений святого новомученика. Удивительно, но постепенно возникают взаимосвязи человека и иконы. В-третьих, очень важны богослужения в дни памяти новопрославленных святых и проповеди в этот день. (Цитируется по https://www.pravmir.ru/trudnosti-pochitaniya-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossijskix-v-nastoyashhee-vremya/).
В Константино-Еленинском монастыре весь 2018 год прошел как год столетия мученической кончины протоиерея Философа Николаевича Орнатского. Была открыта уличная выставка, посвященная жизни и служению отца Философа. Новая икона, на которой изображен отец Философ с сыновьями Николаем и Борисом, появилась в храме прпмч.Андрея Критского, была издана книга трудов отца Философа «Труды и дни», прошла научная конференция «Жизнь как подвиг», посвященная отцу Философу и другим мученикам, павшим жертвами «красного террора». Мы видели, с каким интересом относятся православные люди к личности отца Философа. В то же время сам подвиг Философа Николаевича Орнатского и его сыновей стал известным очень многим людям, посмотревшим выставку у Казанского собора. Разговор об этом видном деятеле Церкви и о жертвах «красного террора» неизменно вызывал удивление и невероятное почтение к их страданию. Думается, что, двигаясь по пути преодоления инертности восприятия праздника Новомучеников и исповедников Российских среди сограждан, постепенно общество придет к уважению, знанию и прославлению этой трагической и героической страницы истории Государства Российского, сравнимой с героизмом народа, отстоявшего свою независимость в годы Второй Мировой войны.
Оставьте Ваш комментарий