16 декабря 2018

Юбилейный концерт, посвященный 10-летию любительского хора храма прпмч.Андрея Критского

Хочется еще раз вернуться мысленно к событию, которое отмечали 16 декабря этого года, когда состоялся юбилейный концерт в честь десятилетия любительского хора подворья Константино-Еленинского монастыря, храма Андрея Критского! Прекрасная программа была составлена Натальей Михайловной Лазаревой, регентом хора, певчие старались как никогда! Хор выглядел нарядно, к концерту певчие получили от Матушки в подарок новые концертные платья. Концерт предварила торжественная часть, во время которой прозвучал Гимн Великому городу композитора Глиэра в исполнении любительского хора подворья, детского хора Воскресной школы, гостей из Новодевичьего монастыря – любительского хора. Звучали слова о том, что хоры в храме и их пение возвышают и просветляют наши души, уносят наши сердца мыслями к Небу. Без пения хоров в храме богослужение кажется не таким торжественным, молитва не изливается из сердец так горячо, и своды храма будто не такие высокие. Церковное пение называют богословием в звуке, крыльями молитвы.

Об истории нашего любительского хора, о начале «хорового движения» рассказала игумения Илариона , по благословению которой и начал складываться любительский хор подворья еще в 2008 году, Матушка Илариона рассказала о том, как создавался хор, о первом регенте хора, а Наталья Михайловна поделилась своими воспоминаниями об учебных буднях . Вот слова Святителя Филарета Московского: «Пение искусное приятно людям на краткое время, а пение благоговейное угодно Богу, и людям полезно, вводя в них дух, которым оно дышит».

Интересно было услышать о том, как хоровое движение зарождалось в Санкт-Петербурге в конце XIX века , о чем рассказывает о.Философ Орнатский в речи «О Церковно-народном пении в Санкт-Петербурге», которая была напечатана в журнале Православно-русское слово в 1902 году.

Отец Философ говорил: «Общее народное пение есть могучее средство для религиозно-нравственного воспитания народов в духе Православной Церкви. Оно имеет вспомогательное значение в духовных беседах, и самостоятельное в виде участия в пении при богослужениях или на спевках.

Согласным, гармоничным, душевным пением певцов-любителей заряжаются молящиеся, неграмотные от них выучиваются молитвам, сами певцы разучивают множество церковных песнопений и проникаются их духом.»

Отец Философ называл «общее церковно-народное пение современным духовной беседе», имея в виду их идентичность в религиозно-нравственном воспитании.

В конце 19 века любительские хоры были редкостью. По большей части на клиросе пели профессионалы, но вот уже в начале 20 века движение за создание любительских хоров возросло и стало набирать силу»...

С поздравлениями выступили дети Воскресной школы храма Андрея Критского, потом было праздничное выступление любительского хора Новодевичьего монастыря.

У церковного пения свои музыкальные законы и особенности. Здесь все идет от текста, он главенствует, здесь петь необходимо не только и не столько профессионально голосом , но душой,- ведь в церковном хоре все должны друг друга слышать, чтобы не терялась гармония песнопений. Главная роль здесь принадлежит регенту. Регент значит «правящий, управляющий» , со стороны похож на дирижера. Но регент больше, чем дирижер. Он должен знать Устав Церкви, контролировать общность и согласованность звучания, следить за чистотой пения. Регент должен быть лидером , иначе он не сумеет убедить своих подопечных пойти за собой.

Во время торжественной части певчим хора, преподавателям и регенту хора были вручены памятные подарки и грамоты.

Затем хор от торжественных песнопений перешёл к исполнению кантов, в которых открываются евангельские сюжеты. « Канты»- так назывались внебогослужебные песнопения духовного содержания, пришедшие в Россию из Южных и Восточных Украинских и Белорусских земель в 17 веке. Сами традиции кантов возникли намного раньше, имели католические каноны звучания и использовались иногда даже в богослужениях. В Белоруссию и Украину эти песенные традиции пришли из Речи Посполитой. Канты перекладывались на русский православный манер исполнения монахами в монастырях и потом становились достоянием народного фольклорного творчества. «Каликами перехожими» назывались странники, паломничавшие по разным монастырям и деревням, они несли эти песнопения, которые были своеобразной евангельской проповедью для народа. Духовной основой кантов часто являлись двунадесятые праздники. В кантах изложено все то, что народу открывалось в Священном Писании. Прозвучали такие канты, как «Ночь Рождества» ( Слова и музыка Ольги Власовой), . ф «Что за дитя» (на муз старинной английской баллады «Зеленые рукава») Кант на Богоявление. Из репертуара ансамбля « СветИлен», Кант ,,Грешный человече"( гармонизация А.Винокурова ). Но были не только песнопения, быди и сольные выступления. В исполнении Пантелеймона Цинцадзе, учащегося Воскресной школ при храме Андрея Критского прозвучало произведение «Размышление» Жюля Массне , потом дуэт Репиловой Марии и Лазаревой Татьяны исполнил кант ,,Под небом голубым,, песню ,,Родина" на слова и музыку Трофима исполнил Роман Козлов. Стихотворение « Вера Надежда Любовь» - исполнила Надежда Комбаро, певчая хора.

Был и сюрприз. Монахиня Мария написала песню , посвященную храму Андрея Критского. Это было первое исполнение песни.

Много теплых слов звучало и в заключении концерта, и ещё были замечательные зрители, которые очень тепло реагировали на выступления певчих.

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль