День памяти свмч. протоиерея Философа Орнатского
13 июня в храме прпмч. Андрея Критского состоялась божественная литургия, которую совершал иерей Николай Автушенко, дьякон Вадим Пантюхин, присутствовала игумения Илариона ( Феоктистова) , настоятельница Константино-Еленинского монастыря , и старшая сестра городского подворья монастыря, монахиня Антония ( Лангуева). Во время литургии хоры ( певчие храма и любительский хор подворья) пели тропари прославления праздника -попразднства Вознесения Господня- и память сщмч. Философа Орнатского с сыновьями — мучениками Борисом и Николаем . Затем состоялось торжественное открытие памятной доски и бронзового барельефа, посвященных священномученику протоиерею Философу Орнатскому, установленных (временно) на площадке лестницы, ведущей в храм.
Надо сказать, что прихожане храма помнят о дате, когда совершается память священномученика Философа Орнатского и его сыновей. Храм, невзирая на то, что 13 июня в 2019 году – рабочий день, наполнился людьми. В храме собралось много гостей : приехал Валерий Павлович Филимонов, первый агиограф отца Философа, художница Татьяна Михайленко, написавшая икону свмч.Философа с сыновьями, приехала и Татьяна Константиновна Орнатская, внучка о.Философа. После литургии состоялась встреча авторов, исследования, статьи и рассказы об отце Философе которых были опубликованы в альманахе Линтула, в номере XI , составленном из двух томов, представленных на этой встрече.
Открыл встречу Олег Павлович Вареник, краевед из Стрельни, которого очень интересно слушать, т.к. его рассказы всегда содержательны и обязательно открывают какую-то новую историю об отце Философе, связанную со Стрельней и с жизнью самого Олега Павловича. Олег Павлович говорит: « Еду на литургию сегодня, уже не очень много времени до начала остается, но все же думаю – зайду на дамбу, посмотрю на залив, поклонюсь месту , где принял мученическую кончину отец Философ. И что же вы думаете? Ведь повторилась та история, которую мы наблюдали осенью прошлого года, когда совершали паломничество к Стрельнинской косе, помните? Тогда воды залива отступили, обнажив широкую полосу песка, плотно спресованного до такой степени, что по нему мы легко дошли до косы, острым концом выдающуюся в море. Ведь новые постройки, из-за которых была разрушена дамба в Стрельне, которую еще Петр Великий мудро построил на этом месте Стрельнинской мызы, делают совершенно не удобным проход на в общем-то историческое место! А тут – такая милость Божия ! И сегодня произошло ровно то же самое – опять воды моря отхлынули и открыли песок. Прямо ветхозаветное зрелище! Так Господь отметил сегодняшний день в память об отце Философе» , - заключил он. Олег Павлович также поделился удивительными историями о том, как по молитвам к отцу Философу две бездетные семьи стали счастливыми родителями. « Ведь это неспроста! – восклицает Олег Павлович, - у самого батюшки Философа было десять детей!»
Возник вопрос о том, чтО за икона лежала сегодня у центрального аналоя вместе с иконой праздника? Не все успели прочитать имена святых, изображенных на ней. Историю этой иконы поведала Татьяна Константиновна Орнатская, которая рассказала, что икона была подарена молодым супругам Орнатским, Философу Николаевичу и Елене Николаевне. Изображает она мученика Философа Александрийского ( IIIвек), покровителя отца Философа, и святую равноапостольную царицу Елену. « Икона написана в конце 19 века,- говорит Татьяна Константиновна, и в общем-то относится к самым первым годам их совместной жизни; по технике – это масло по металлу. Потом-то уже заказывали иконы большие, на доске, например, у нас сохранилась икона со святыми, которые являются покровителями детей семьи Орнатских. НО тут важно, что сам батюшка Философ молился перед этой иконой!» Татьяна Константиновна обещала предоставить на одну из служб большую семейную икону «еже со святыми покровителями».
На встрече присутствовали также гости из Воронежа, представители рода Верещагиных. Из рода Верещагиных вышли не только художники, но и строители, архитекторы. Потомок этого древнего рода, Анатолий Верещагин, приехал в Петербург специально в эти памятные дни, чтобы молиться отцу Философу и просить его помощи небесной в издании книги, которую он вместе с соавторами пишет и которая посвящена рассказу об участии рода Верещагиных в строительстве Петербурга еще в Петровскую эпоху. По небесному произволению дом в Петербурге, где жили его прямые предки, был как раз напротив храма Андрея Критского на Рижском проспекте. Говорит, что наверняка бабушка и дедушка бывали на богослужениях в храме и слушали проповеди отца Философа. « И я не мог не зайти сюда , когда пару дет назад стал плотнее заниматься своей генеалогией». Он высказал свою точку зрения о том, что Петербург вовсе не такой уж мрачный склеп для тысяч и тысяч строителей, которые, как гласит один из питерских мифов, буквально костьми легли при строительстве столицы. Он привел некоторую актуальную статистику о количестве строителей и рабочих, о том, из каких губерний и волостей они в основном приезжали в Петербург, какие артели существовали и где они селились. Однако не все участники беседы согласились с этой точкой зрения, указав на необходимость поиска более точных данных. Но к чести Анатолия, он с благодарностью принимал всякие рассуждения на интересующую его тему.
Настоящим событием была беседа с писателем Алмазовым. Борис Александрович великолепный рассказчик! В ярких образах прозвучал его монолог о его прародителях, которые родом были с Дона, о том, как в семье сохранился полный архив фотографий, писем, документов, читая которые встает полная картина и того, что стало с Россией на стыке двух веков, какова роль армии Юденича в гражданской войне, и том, как его родственник по линии отца был участником «турецкого» фронта во время русско-турецкой войны на Балканах (1877-1878). О судьбах казачества, о священстве Борис Александрович говорит так: « Мне очень повезло! В нашей семье все поколения жили с Богом! И войну последнюю прошли с молитвой, те, кто воевал, конечно, но многих война и не пощадила. Из 28 детей, которых было в роду на момент начала Второй мировой, выжили единицы.» Борис Александрович преподнес в подарок Матушке Иларионе старинный фолиант, представляющий собой Летопись Александро-Невской Лавры, изданную в конце 19 века. Матушка подарила Борису Александровичу икону с изображением горячо любимого в семье Алмазовых свмч.Философа Орнатского с сыновьями.
Матушка Илариона побеседовала с собравшимися гостями, рассказала о том, почему монастырь ведет эту просветительскую, образовательную тему , издавая альманах Линтула, возвращая из небытия имя свмч.Философа Орнатского, организуя конференции, где звучат материалы исследований об отце Философе.
Благодаря этому об отце Философе узнают многие и многие люди, а также благодаря циклу фильмов о святых заступниках Петербурга, один из которых посвящен целиком отцу Философу, и создан по сценарию Бориса Алмазова, он же выступил и как ведущий этого фильма. Кстати, Борис Александрович подарил Матушке Иларионе диск с записью авторского цикла этих фильмов.
В целом, беседа приобрела какой-то свободный и неформальный характер, и каждый мог высказаться о том, что лично он знает об отце Философе, какую роль отец Философ сыграл в его жизни, и желающих поделиться этими сведениями было немало!
Тропарь священномученику Философу, пресвитеру Петербургскому глас 5-й:
От юности премудрость Божию возлюбив, досточудне отче Философе,/ во вся дни жития твоего последовал еси Пастыреначальнику Христу,/ Иже яви тя граду святаго Петра пастыря добра./ Ты же, душу свою положив за паству,/ сам востекл еси на страдания от беззаконных/ со чады твоими Николаем и Борисом,/ темже и ныне молим ти ся:/ не остави предстательством твоим всех почитающих память твою.
Святый священномучениче Философе, моли Бога о нас!
Дни памяти:
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Философ Орнатский с сыновьями Николаем и Борисом были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
1) Установлено совершать их память 31 мая по старому стилю (13 июня по новому стилю), т.к. в этот день совершается память мч. Философа Александрийского (III век).
Оставьте Ваш комментарий