V Покровские чтения 15-16 октября 2022
15 и 16 октября состоялись традиционные V Покровские Академические чтения, которые организует руководитель золотошвейной мастерской «Покров», работающей при Константино-Еленинском монастыре, Вера Борисовна Казарина, кандидат искусствоведения, Член Союза Художников Санкт-Петербурга. В этом году значительно расширился состав участниц конференции, отрадно, что в числе выступивших на конференции была представительница Узбекистана, которая поделилась традиционной техникой узбекской вышивки. Очень интересные доклады были представлены по темам истории вышивки, истории отдельных вышитых икон, и несколько докладов были посвящены методикам подготовки материала для вышивки изделий различных функциональных назначений.
Конференция проходила как в формате реального времени, так и в он-лайн режиме.
Большое впечатление оставил доклад Турцовой Нины Михайловны. Нина Михайловна - кандидат искусствоведения, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств в Санкт-Петербурге. Тема ее доклада «Кем был патриарший старец-золотошвея, упомянутый в книге И.Е. Забелина?» Нина Михайловна рассказала в своем исследовании о путях поиска реального исторического лица, которое скрывается под именем золотошвея старца Мисаила. Она сообщила о том, что много глубоких исторических сведений по интересующей теме было почерпнуто из трудов Ивана Егоровича Забелина. Источником поиска стал также архив Николо-Угрешского мужского монастыря, с именем которого также связана жизнь старца Мисаила.
Наиболее вероятно, что творческого расцвета в золотошвейном искусстве старец Мисаил достиг при Патриархе Филарете (Романове), который возглавлял Русскую Православную Церковь в т.н. «Смутные времена» – это первая треть 17 века. Старца Мисаила называют в исторических записках «придворным золотошвеем». Эти записи относятся к 1626 г. В последующие годы – 1627-1628 гг.- летописи упоминают о его работе в качестве реставратора, указывая, что он трудился в Успенском соборе Московского Кремля, в 1627 г. он трудился над реставрацией покровцов и воздухов в Церкви Ризоположения в Москве, а монашеский постриг его с именем Мисаил был совершен именно в Николо-Угрешской обители, которая была излюбленным местом богомолья русских царей. Более подробные сведения о трудах золотошвея Мисаила невозможно получить, поскольку летописи обители сгорели в начале 70х годов 18 века, когда монастырь был превращен в лазарет на время эпидемии холеры, поразившей Москву в эти годы. Автор доклада делает вывод, что звание «золотошвея» использовался именно в применении к мужчинам, занимавшихся вышиванием, а женщин этой профессии называли «золотные мастерицы». После 1628 года сведения о старце Мисаиле прекращаются.
Безуглова Светлана Геннадьевна, научный сотрудник Музея религии, отдела тканей, рассказала об истории бисерной иконы, принадлежавшей семье князей Юсуповых, Феликсу и Ирине, и изображающей Встречу Девы Марии и праведной Елизаветы в момент их целования.
На иконе видны темные пятна, свидетельствующие о необходимости реставрации. В фонды Государственного Музея Религии икона поступила из Исаакиевского собора в 1953 году. На обратной стороне иконы видна четкая надпись о том, что икона была преподнесена в качестве свадебного подарка сестрами Горненской женской русской общины, расположенной недалеко от Иерусалима, княгине Ирине Александровне Юсуповой, племянницы государя Николая II, находившейся вместе со своим супругом Феликсом Юсуповым в Иерусалиме в свадебном путешествии в 1914 году. Интересно, что эта икона связана с главным собором Горненского монастыря, Казанской иконы Б.М., воздвигнутого на землях, приобретенных архимандритом Антонием (Капустиным) в 1871г. для строительства Горненского женской обители. Уже на фото 1883 г., изображающем богослужение в Казанском храме, видна икона с этой сюжетной линией – Встречи Девы Марии и праведной Елизаветы.
Что касается иконографии иконы, то она весьма точно передает сюжет одного из произведений художника позднего Возрождения - Мариотто Альбертинелли ( картины, написанной в1506 г. и хранящейся в галерее Уффицы во Флоренции).
Монахини Горненского монастыря взяли за основу позы главных персонажей иконы, изменив цветовую гамму их одеяний. Особую ценность представляет сшитый оклад, выполненный бисером – стеклянным и металлическим, в вышивке также использованы золотные нити для создания орнамента. По технике исполнения этого вышитого оклада можно судить об очень высоком уровне мастерства монахинь, создавших эту икону.
Большая часть докладов была посвящена техникам золотного шитья. При этом авторы в своих презентациях показывали образцы литургического шитья, хранящиеся в Государственном Русском Музее и в Эрмитаже. Целый ряд таких образцов был представлен в докладе Туминской Ольги Анатольевны, научного сотрудника ГРМ. Ольга Анатольевна – постоянный участник конференций Покровские чтения. В своем докладе на этот раз она рассказала об образцах прикладного искусства - украшении литургического облачения священства вышивкой гербов, о символике цвета облачений, где особенно праздничными становятся одеяний пурпурного цвета с использованием золота. Особое значение облачений священства связано с тем, что они призваны выражать присутствие Божией благодати на священнике, совершающем богослужение. Отсюда и важность украшения вышивкой разных частей одеяний священников, особенно у высших иерархов, например, епископов, одежды которые обычно богато украшаются вышивкой, начиная от епитрахили и поручей, до саккоса и омофора.
В докладе Некрасовой-Каратеевой Ольги Леонидовны тема использования византийского растительного орнамента рассматривается и с точки зрения церковного шитья, и с точки зрения его широкого применения в украшении интерьеров храмового пространства, в частности такого стенописного оформления, как «полотенце». Приведены такие примеры растительного орнамента, как Крест Расцветший, применяемый в вышивке, растительный орнамент церковных стенописных фресок и др. Целью изучения растительных орнаментов было выполнение студентами факультета дизайна и прикладного искусства вышивок на современном уровне с использованием современных же материалов и технологий. В презентации представлены виды растительных орнаментов по регионам и по эпохам. Например, интересны вышивки по черному бархату – Россия 19 век, образ Виноградная лоза в Крымско-татарском шитье, Городецкое церковное шитье по бархату. Благодаря подбору примеров разнообразных традиций, в т.ч. национальных, студенты расширяют свой творческий кругозор и создают новые орнаменты.
Ряд докладов был посвящен различным технологическим приемам, которые используются при создании вышивок на хоругвях, плащаницах, элементах священнического облачения – поясах, палицах и поручах.
Об этом рассказывали В. Б. Казарина, Холоднова Е.В., Королева М.В.
А 16 октября в Феодоровском соборе была открыта выставка, на которой были представлены работы мастеров церковной вышивки. Выставка названа "Столетий связующая нить. Работы православных мастерских "Покров" и "Артодокс". В просторной галерее на хорах верхнего храма Феодоровского собора часто проходят выставки живописи современных художников, которые пишут картины на религиозные сюжеты. На данном выставке представлены вышитые шелками и золотыми нитями иконы, плащаницы, пелены и хоругви, а также дизайнерские облачения церковнослужителей. Первыми посетителями выставки были участники конференции Покровские чтения. Экскурсию по выставке провела Вера Борисовна Казарина. Приветственное слово на открытии выставки произнес настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, Протоиерей Александр Сорокин.
Оставьте Ваш комментарий