08 июля 2021

Рождество пророка и Предтечи Господня Иоанна

После грехопадения человека Господь перестал разговаривать с Своими творениями напрямую и избрал Себе посредников в лице пророков. Все Ветхозаветные истории полны рассказов о том, что Господь Саваоф избирал Себе пророков из лучших представителей богоизбранного народа и через них высказывал Свою волю.

Пророк Иоанн Предтеча явился последним Ветхозаветным пророком, о нем предсказание содержится в книге пророка Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40:3-4). А ведь пророк Исаия жил в 8 веке до Рождества Христова!

Святитель Кирилл Александрийский (376-444 г.г. ), комментируя сороковую главу Книги пророка Исаии, пишет: «Сказавши, что Израиль искуплен и повелевши утешать его, по освобождении его от его грехопадений, он показывает, что время его утешения приближается и как бы спешит вслед за сказанным. Это – время пришествия нашего Спасителя, предтечей Которого явился в пустыне Иудейской божественный Креститель, вопия и говоря: уготовайте путь Господень, правы творите стези его (Мф. 3:3)» Так что святой Кирилл четко указывает на то, что это место в Евангелии от Матфея – прямое пророчество о Пророке Иоанне. О том, что это толкование именно о миссии Христа, не говорит ни слова.

Еще одно пророчество о рождении Предтечи Господня содержится в книге пророка Малахии. Святой Малахия совершал свое пророческое служение по возвращении иудеев из Вавилонского плена, когда Иерусалимский храм был заново отстроен и в нем совершались богослужения, то есть примерно в 400-х годах до Рождества Христова. Именно в его книге можно найти второе пророчество о грядущем Предтече Господнем: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1).

Ветхозаветные пророчества о святом Иоанне Предтече цитируются в Священном Писании Нового Завета. Знать об этом очень важно, так как роль Иоанна Крестителя в Новозаветной истории очень велика.

У всех четырех евангелистов при описании проповеди Крестителя Христова дается ссылка на пророчество святого Исаии из сороковой главы. Однако в этих пророчествах есть некоторые различия. Например, апостол Матфей пишет так о святом Иоанне: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: Глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3:3). Евангелист Лука дает пророческую цитату полностью: «И он проходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Лк. 3:3-5). Святой апостол Иоанн Богослов пишет, что пророчество святого Исаии произносит сам Креститель Господень, как ответ на вопросы его происхождении: «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1:23). А у евангелиста Марка с этого начинается само Евангелие (Мк. 1:2-4) как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».

3 «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.»

Понимание Иоанна Предтечи как Ангела, возвестившего скорый приход Спасителя, очень важен для иконографии этого образа. Нередко можно встретить икону святого Иоанна Предтечи, который изображается с крыльями. На иконе из Музея Христианской культуры, датируемой 18 веком, (предположительно, Вологодская школа иконописания) в одной руке святой пророк Иоанн держит длинную тонкую трость с навершием в виде креста – образ крестного страдания Иисуса Христа, в другой руке у Иоанна – чаша с Предвечным Младенцем в ней и свиток, в котором читаются слова « Се Агнец Божий, вземляй грехи всего мира» ( Ин.1:29). На этой иконе в клеймах представлены те эпизоды жития святого пророка Иоанна, которые отмечаются как праздники в православной церкви. И один из них –Рождество пророка Предтечи и Крестителя Господня.

Само рождество пророка у благочестивых, но престарелых родителей, было чудом. В клейме округлой формы видится Елисавет, возлежащая на ложе, она изображена с нимбом святости над головой, ибо принадлежала роду Давидову и приходилась родственницей Богоматери, за ее спиной святой Захария, из рода Аарона, как известно, это род священнослужителей, также с нимбом вокруг головы, а на заднем плане изображены три свидетеля рождения младенца – пророка. Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11).

Если немного расширить рассказ об иконографии образа Иоанна Предтечи, то следует отметить, что нередко встречается его изображение вместе с Богоматерью, причем и Богоматерь и Иоанна Предтечу иконописцы изображают по обе стороны от образа Христа Спасителя. Это так называемый Деисис, т.е. молитвенный сюжет в иконографии, представляющий моление Божией Матери и Иоанна Предтечи ко Господу за род христианский.

Таким образом иконографический канон образа святого пророка Иоанна Предтечи показывает всю важность той жизни, которую прожил святой пророк Иоанн - Предтеча и Креститель Господень- в истории о приходе Миссии на землю.

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн