Дайджест о 15-ых Линтуловских чтениях
11 декабря 2021 г.открылись 15-ые Линтуловские чтения, юбилейное заседание которых состоялось в новом конференц-зале Духовно-Просветительского центра им. Философа Николаевича Орнатского. Участники Пленарного заседания, председательствующие игумения Илариона (Феоктистова) и Вера Борисовна Казарина, организатор Линтуловских чтений уже на протяжении 15 лет, открыли заседание после молебна, который служил иерей Арсений Паньян.
Первым выступающим в соответствии с программой конференции была матушка Илариона, доклад которой представляет материал об игумениях женских монастырей в Санкт-Петербургской епархии в конце 19 века- начале 20го. Воскресенский Новодевичий монастырь, Святогорский Богородицкий монастырь, Введенский Тихвинский женский монастырь, Паданский Введенский женский монастырь в Подпорожье, Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь и др. были в поле зрения в докладе матушки Илларионы. Всего за период с конца 19 века на начало 20 века в дореволюционной России в этих монастырях настоятельствовали 34 игумении.
Изучение социального происхождения игумений позволяет сделать вывод о дворянском происхождении, которые имели некоторые игумении, принявшие сан в 19 веке, ряд игумений принадлежал к мещанскому и купеческому сословию, и только небольшая доля игумений происходила из сословия духовенства.
Игумении прошлых веков имели прекрасное образование, например, игумения Феофания ( настоятельница Новодевичьего монастыря в Петербурге, закончила Екатерининский женский институт (Петербургское училище ордена святой Екатерины, открытый по распоряжению императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла 1 в 1798 г), монахиня Флорентия в Линтульском женском монастыре была выпускницей Николаевского сиротского института, а новые монастыри, которые возникали уже в начале 20 го века, как например, Сурский женский монастырь, созданный по благословению отца Иоанна Кронштадтского, состоял в основном из крестьянок, и игумения там тоже была из крестьянского сословия.
По оценке автора доклада возраст, в который большинство игумений стали настоятельницами своих монастырей – это женщины старше 50 лет. Старейшей из всех настоятельниц была игумения Старо-Ладожского Успенского женского монастыря игумения Дионисия, ей было 88 лет, а в монастырь она поступила в 25 лет и в сане игумении пребыла 61 год. Матушка указала в докладе, что до принятия сана игумении у монахини должен был быть опыт монашеской жизни не менее 10 лет.
Монастыри жили в основном по особно-жительному уставу, но в конце 19 века переходят на использование обще-жительного устава. Например, так произошло в Старо-Ладожском Успенском монастыре. Но главное конечно при руководстве монастырем в сане игумении– это духовное руководство сестрами. Настоятельницы были носительницами духовного опыта, который они получали от духоносных старцев. Например, игумения Феофания (Готовцева) окормлялась у архимандрита Феофана (Соколова), который в свою очередь имел духовное общение с Паисием (Величковским). Еще одна из известных игумений Паданского монастыря – Варсонофия - была направлена в этот монастырь батюшкой Иоанном Кронштадтским, который окормлял ее, и таким образом передавались духовные традиции. Сам святой праведный Иоанн Кронштадтский основал Иоанновский женский монастырь на Карповке в Петербурге ( сначала как подворье Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря), где он духовно окормлял и настоятельницу игумению Ангелину (Сергееву), в духовном руководстве у которой находились 350 монахинь. На рубеже 19 го и 20 го веков женские монастыри были на подъеме, т.к. шли активные поиски ответов на духовные вопросы, и женщины не остались в стороне от этих духовных процессов.
Далее прозвучал доклад Михаила Витальевича Шкаровского, известного историка Церкви, доктора исторических наук, который рассказал о судьбе Антониево-Дымского монастыря в 20 веке. С 1914 года настоятелем монастыря был иеромонах Феоктист (Кириллов), затем возведенный в сан игумена. В 1917 году в обители проживало 19 монахов и 8 послушников, но посещали монастырь не менее 25 тысяч паломников в год. После 1917 года несмотря на революционную лихорадку в стране, в монастыре было уже 27 насельников. Официальное распоряжение, которое привезли из Тихвина представители новой власти, предписывало считать монастырь закрытым с 1919 года, даже прислали красный броневик для разгона монахов, и даже переименовали поселок, рядом с которым находился монастырь, в Красный броневик.
Однако мощи преподобного Антония Дымского охраняли обитель, т.к. невзирая на официальное закрытие монастыря, мощи преподобного находились в Троицком соборе, которые не закрывался. Монахи вошли в сельско-хозяйственную коммуну. И лишь в 1929 году было принято решение «Коммуна без монахов», в результате монахов изгнали, а коммуна стала «производить кирпичи», но по сути дела, рабочие разбирали кирпичные строения монастыря и продавали их строителям в Тихвин. Последним монахом монастыря до его окончательного закрытия был иеромонах Иов (Кириллов), он оставался в деревне Остров, и однажды, когда он шел в соседнюю деревню исполнить требу, его зверски убили. 25 декабря 1937 года было решено закрыть Троицкий собор в связи с тем, что некому было отправлять богослужения, хотя реальная община вокруг этого монастыря состояла из почти 400 человек. В Троицком соборе располагались разные сов.учреждения, и даже склад. Мощи в это время были потеряны. В 2000 году начали восстанавливать Свято-Троицкий собор, и 16 июня 2001 года обрели святые мощи Антония Дымского.
Следующим докладчиком выступил Владимир Алексеевич Деревенев, который рассказал об истории военных столкновений между святым князем Александром Невским и колонизаторами новгородских земель – шведами и ливонцами. Доклад назывался «Малоизвестные победы великого князя Александра Невского» и в нем автор рассказал о том, что в 13 веке под предлогом миссионерской пропаганды католицизма осуществлялись набеги со стороны ливонских рыцарей и шведских войск, которые пытались оккупировать исконно русские земли.
Пиотровская Елена Константиновна, доктор исторических наук, научный сотрудник СПб Института Истории РАН, рассказывала о редком издании, вышедшем в Петербурге в 1886 году и посвященном Пальмире как древнейшему центру поздней античности на Ближнем Востоке. Книга была издана после экспедиции князя Абамалика-Лазарева, содержала фотографииp руин этого древнейшего города, которые после бомбардировок с воздуха Сирийской Республики в ходе операций 2015-2017 гг, оказались практически разрушенными до основания. Для нас так важны памятники Пальмиры, поскольку многие специалисты считают Пальмиру прообразом Византии.
После перерыва и кофе-брейка заседания прошли по секциям: Педагогика, Христианская культура, Русская словесность, История Церкви.
Материалы конференции будут публиковаться и выйдут отдельным изданием в сборнике научных статей «Линтула».
Оставьте Ваш комментарий