Состоялись Юбилейные Х Линтуловские чтения
10 декабря состоялись Юбилейные Х Линтуловские чтения. Линтуловские чтения — это фактически научная конференция, которая подводит итоги просветительской, научно-богословской, издательской, культурной деятельности Константино-Еленинского монастыря за прошедший год. Конференция проводилась при участии Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви, Российского государственного гидрометеорологического университета. На конференции выступило много авторов с докладами, в которых раскрывается серия исследований, касающихся византийских традиций и связи с русским православием, рассказывается о монастырях и их судьбах в истории нашего Отечества, о подвигах новомучеников, а также приоткрывается некоторая завеса таинственности, окружающая отдельные личности, внесшие огромный вклад в мировую историю. Х Линтуловские Чтения стали событием декабря.
 Перед началом  конференции в  храме прпмч Андрея Критского был отслужен молебен  на начало благого дела.  Далее все участники  перешли в Актовый зал Полярной Академии, с которой у монастыря  давние и очень дружеские отношения.
Перед началом  конференции в  храме прпмч Андрея Критского был отслужен молебен  на начало благого дела.  Далее все участники  перешли в Актовый зал Полярной Академии, с которой у монастыря  давние и очень дружеские отношения.
Открыла Линтуловские Чтения игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря, которая поприветствовала участников, пожелала всем, кто пришел, провести с пользой этот день, совпавший с днем празднования иконы Божией Матери Знамения, и благословила работу конференции. Выступил также с небольшой приветственной речью проректор по учебной и воспитательной работе Государственной Полярной Академии Иван Иванович Палкин. Особенно он подчеркнул, что для Полярной Академии большая честь и милость Божия сотрудничать с Константино-Еленинским женским монастырем и принимать в стенах Академии ученых, богословов, педагогов, которые развивают традиции православия в духовном, нравственном и профессиональном плане.
 В секции «Монастыри — история и современность» первым было выступление игумении Иларионы. Матушка  глубоко знает  тему  монастырских уставов.  Ее доклад «Монастырские уставы:   история и современность»  представлял собой  краткий обзор учения Святых Отцов о монашестве и аскетической жизни, в нем были разъяснены   чинопоследование и постриг   в малую схиму, приведены примеры из монастырских уставов разных эпох. Опыт жизни в монастыре важен не только для иноков — каждый христианин призван к подвижничеству в той или иной мере, отметила игумения.  Автор приходит к  выводу о том, что  уставы были и остаются основополагающими правилами жизни не только в монастырях и не только для монашества, но и в мирской жизни и для мирян тоже. Другое дело, что полнота исполнения уставов для монахов и мирян разная.  Матушка подчеркнула, что сейчас много говорят о том, что традиция жизни по уставу прервана, но по сути это не верно, т.к. уставы сохраняются как документы и свидетельства , чинопоследование монашеского пострига  сохраняется,  как и в древние времена. Также как и раньше, монастырь нельзя создавать без  архиерейского благословения,  вопрос о том, выполняется ли типикон  и в какой мере, должно решать с рассудительностью.  В заключении доклада игумения Илариона  сказала: « Если проблемы не решаются, а такое бывает, то это крест нашего времени. Но если мы начнем бороться со страстями, то тогда вопросы уйдут сами собой. И это будет по духу  устава».
В секции «Монастыри — история и современность» первым было выступление игумении Иларионы. Матушка  глубоко знает  тему  монастырских уставов.  Ее доклад «Монастырские уставы:   история и современность»  представлял собой  краткий обзор учения Святых Отцов о монашестве и аскетической жизни, в нем были разъяснены   чинопоследование и постриг   в малую схиму, приведены примеры из монастырских уставов разных эпох. Опыт жизни в монастыре важен не только для иноков — каждый христианин призван к подвижничеству в той или иной мере, отметила игумения.  Автор приходит к  выводу о том, что  уставы были и остаются основополагающими правилами жизни не только в монастырях и не только для монашества, но и в мирской жизни и для мирян тоже. Другое дело, что полнота исполнения уставов для монахов и мирян разная.  Матушка подчеркнула, что сейчас много говорят о том, что традиция жизни по уставу прервана, но по сути это не верно, т.к. уставы сохраняются как документы и свидетельства , чинопоследование монашеского пострига  сохраняется,  как и в древние времена. Также как и раньше, монастырь нельзя создавать без  архиерейского благословения,  вопрос о том, выполняется ли типикон  и в какой мере, должно решать с рассудительностью.  В заключении доклада игумения Илариона  сказала: « Если проблемы не решаются, а такое бывает, то это крест нашего времени. Но если мы начнем бороться со страстями, то тогда вопросы уйдут сами собой. И это будет по духу  устава».
Интереснейший доклад на тему «Соловецкий монастырь и судьба Д.С. Лихачева» прочитала Н.Н. Жервэ, ведущий преподаватель Школы православного экскурсовода в Училище Благочестия на подворье Константино-Еленинского монастыря. Д.С. Лихачев был вне времени, он смотрел на него как бы со стороны. В концлагерь на Соловках Д.С. Лихачева сослали за его исследовательскую работу об искажении правописания русских слов, которое ввели в Советской России правящие коммунистические администраторы, стремившиеся искоренить все благообразие русского языка и внедрить в него грамматические элементы «от лукавого». В своих воспоминаниях Дмитрий Сергеевич писал, что он был по образованию этнолог-славист, но в лагерной жизни кем ему только не приходилось быть: и электриком, и пильщиком древесины, и работником коровника. Однажды лагерное начальство решило для острастки расстрелять группу заключенных, в которую попал и Дмитрий Сергеевич. Ему удалось избежать расстрела чудом. Он провел ночь в укрытии и вспоминал, что дыхание смерти он чувствовал на Соловках постоянно, но именно в ту ночь он перестал бояться смерти и обрел свободу, т.к. каждый день жизни стал считать подарком от Бога. Н.Н.Жервэ особенно подчеркнула в своем докладе, что Дмитрий Сергеевич признавался: « люди были самым важным в моих воспоминаниях». И далее: « Земля нас не держит, но держит Небо». Это удивительные слова и признание человека, который сумел сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях и прожил долгую, полную научного творчества жизнь, будучи в то же время активным и принципиальным борцом со всяким проявлением социального экстремизма.
 Николай Юрьевич Колчуринский, приехавший на Линтуловские чтения из Москвы,  подчеркнул, что он неоднократно уже принимал участие в  конференции, которую  организует ежегодно  Константино-Еленинский монастырь, и  рассказал о встречах с преподобным Иовом ( Кундря).  Об этом праведнике, как указывает Николай Юрьевич, почти ничего нет в Интернете. Да и публицистических сведений о нем крайне мало. Известно, что он родился в селе Иза, в 1902 году. Село находилось под владычеством Австро-Венгрии, гонения на православных христиан в Закарпатье были жестокими.  Однако Иван со своими братьями не отошли от веры и даже вместе с несколькими односельчанами   приняли монашество, выкупили земли взамен своих  земельных участков для строительства монастыря  и основали  Свято-Троицкий скит в селе Городилове.  По  некоторым  сведениям Иван был пострижен в монахи в мае 1936 года, а   в мае 1938 года его постригли в мантию с именем Иов.  Преподобный Иов  имел крепкую духовную связь с афонским монашеством, хотя сам на Афон греческими властями допущен не был.  Когда началась Вторая мировая война  о. Иов вынужден был  пересечь границу с СССР, спасаясь от фашистов и от мобилизации, однако в Советском Союзе ему пришлось пройти через лагеря. Пять лет лагерей  в Норильске ( или  на Колыме, о точном  месте  его заключения сведений нет).  Таинственна была и служба прпд. Иова и в Советской Армии, хотя за участие в войне он был награжден несколькими  боевыми наградами. В 1946 году о. Иов  возвращается в Свято-Троицкий скит, становится иеродиаконом, а в 1948 году – игуменом скита. Автор доклада, собственно, приводит эти биографические сведения не для того , чтобы вносить уточнения или документально подтвердить какие-то выводы в биографии старца. Он рассказывает о своих встречах с этим удивительным смиренным старцем, обладавшим даром прозорливости и многих людей спасшим от болезней, семейных неурядиц и бед. Последние годы своей земной жизни преподобный Иов служил  в небольшом храме во имя Дмитрия Солунского в  закарпатском селе Угольки. Прпд. Иов отошел ко Господу в 1985 году, а в 2008 году был канонизирован Украинской Православной Церковью как преподобный Иов Угольский.
Николай Юрьевич Колчуринский, приехавший на Линтуловские чтения из Москвы,  подчеркнул, что он неоднократно уже принимал участие в  конференции, которую  организует ежегодно  Константино-Еленинский монастырь, и  рассказал о встречах с преподобным Иовом ( Кундря).  Об этом праведнике, как указывает Николай Юрьевич, почти ничего нет в Интернете. Да и публицистических сведений о нем крайне мало. Известно, что он родился в селе Иза, в 1902 году. Село находилось под владычеством Австро-Венгрии, гонения на православных христиан в Закарпатье были жестокими.  Однако Иван со своими братьями не отошли от веры и даже вместе с несколькими односельчанами   приняли монашество, выкупили земли взамен своих  земельных участков для строительства монастыря  и основали  Свято-Троицкий скит в селе Городилове.  По  некоторым  сведениям Иван был пострижен в монахи в мае 1936 года, а   в мае 1938 года его постригли в мантию с именем Иов.  Преподобный Иов  имел крепкую духовную связь с афонским монашеством, хотя сам на Афон греческими властями допущен не был.  Когда началась Вторая мировая война  о. Иов вынужден был  пересечь границу с СССР, спасаясь от фашистов и от мобилизации, однако в Советском Союзе ему пришлось пройти через лагеря. Пять лет лагерей  в Норильске ( или  на Колыме, о точном  месте  его заключения сведений нет).  Таинственна была и служба прпд. Иова и в Советской Армии, хотя за участие в войне он был награжден несколькими  боевыми наградами. В 1946 году о. Иов  возвращается в Свято-Троицкий скит, становится иеродиаконом, а в 1948 году – игуменом скита. Автор доклада, собственно, приводит эти биографические сведения не для того , чтобы вносить уточнения или документально подтвердить какие-то выводы в биографии старца. Он рассказывает о своих встречах с этим удивительным смиренным старцем, обладавшим даром прозорливости и многих людей спасшим от болезней, семейных неурядиц и бед. Последние годы своей земной жизни преподобный Иов служил  в небольшом храме во имя Дмитрия Солунского в  закарпатском селе Угольки. Прпд. Иов отошел ко Господу в 1985 году, а в 2008 году был канонизирован Украинской Православной Церковью как преподобный Иов Угольский.
 В докладах также поднимались вопросы  исихазма, духовного трезвения и борьбы с помыслами.
В докладах также поднимались вопросы  исихазма, духовного трезвения и борьбы с помыслами.
В секции «Религиозно-философские вопросы» большой интерес был вызван докладом иерея Игоря Иванова из Санкт-Петербургской Духовной Академии «Линос Бенакис как исследователь богословско-философской мысли Византии». Автор считает, что философия Византии, как правило, оценивается по критериям античной философии, а должна рассматриваться как самостоятельная философская школа. Особенно глубоко занимался изучением византийской философской мысли Линос Бенакис. Уникальна сама личность Линоса Бенакиса. Он родился в 1928 году на о. Корфу в мало обеспеченной семье. Однако сумел получить университетское образование, имел научные связи со многими выдающимися философами, и в еще довольно молодом возрасте его приглашали в различные университеты для преподавания истории философии, он даже заслужил звание доктора философии, но работать остался в обычной греческой средней школе. С 1963 года он стал серьезно заниматься византийскими источниками, уже в 1970 году он составил список византийских философов, состоявший из 150 наименований! Линос Бенакис доказывал, что византийская философская школа была самостоятельной, что она оказала большое влияние на философскую мысль Западной Европы, и что именно ее надо считать основой для философии современности.
 Секция «Русская словесность» включила в себя  такие доклады, как  «Рукопись сочинения Симона Симоновича и Христофора Жефаровича о Святой земле из собрания архива Института истории РАН», — автор Пиотровская Елена Константиновна;  «К вопросу о невидимом мире в романе Федора Достоевского "Преступление и наказание"», доклад Евдокимова Олега Валериевича. В своем докладе он рассмотрел тему  борьбы с духовными помыслами.
Секция «Русская словесность» включила в себя  такие доклады, как  «Рукопись сочинения Симона Симоновича и Христофора Жефаровича о Святой земле из собрания архива Института истории РАН», — автор Пиотровская Елена Константиновна;  «К вопросу о невидимом мире в романе Федора Достоевского "Преступление и наказание"», доклад Евдокимова Олега Валериевича. В своем докладе он рассмотрел тему  борьбы с духовными помыслами.
Также доклады были зачитаны в рамках секции «Христианское искусство»: интересный и очень увлекательный доклад сделала Матвеева Юлия Геннадьевна, кандидат искусствоведения из Харькова. Ее доклад был посвящен тканям на мозаике из церкви Сан-Витале в Равенне. Автору удалось исследовать, как использование цветов на тканях императрицы Феодоры, изображенной на древней мозаике в этой церкви, передает эволюцию евхаристических символов.
В завершение чтений желающие совершили паломничество в Константино-Еленинский монастырь.
 
				
Оставьте Ваш комментарий