15 февраля 2022

Собор трёх святителей

12 февраля Церковь чтит память трех великих святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василий Великий и Григорий Богослов были знакомы при жизни, жили они в 4 ом веке, а Иоанн Златоуст родился в 347 году, а почил уже в начале 5го века, был моложе по возрасту двух святителей, но столь же глубоко понимал Христианство, как и его старшие наставники, и еще славился необыкновенным красноречием, за что и получил прозвание «Златоустый». Поэтому день их памяти отмечается как Собор Великих святителей. Мы много слышим эти имена в разных контекстах, но не очень хорошо помним их житие, а оно было весьма многотрудным, поэтому остановимся на некоторых событиях их жизни подробнее. Их служение - это важная часть Церковной истории. Епископ Кесарии Каппадокийской, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии - Василий Великий.

Свое образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. В 60ые году 4го века, уже пройдя практику уединенного монашеского служения и жизни среди монахов по общежительному уставу, Василий получает возможность послужить в Церкви как пресвитер. Состояние Церкви в то время было смятенным и даже удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда — вот с чем столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.

В 370 году, после смерти епископа Кесарийского Евсевия, вопреки несогласию и противодействию со стороны некоторых мирян и епископов, кафедру занял Василий Великий. Император Валент, правивший в то время, заявлял о себе как о последователе Ария еретика и он приложил много усилий, чтобы сломить стойкость противников, в том числе святителя Василия, верного Православию. Православные люди сталкивались в то время с жестокими гонениями.

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий». В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.

В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное святителем Василием определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе». Василий Великий объяснял догмат о Святой Троице как Единосущной и Нераздельной.

Григорий Богослов (325-389 гг.) - Архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей, близкий друг и сподвижник Василия Великого.

C детских лет Григорий воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем Василием Великим. Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

В 358 году Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Оригена.

В 379 году верующие граждане Константинополя обратились к святителю Григорию с призывом о помощи. Внявший советам друзей и чувству пастырского долга, он оставил уединение и поспешил в столицу.

Увиденное там привело его в состояние праведного негодования: храмы были захвачены арианами, внутри православных отсутствовало единство, нравы жителей отличались распущенностью и развращенностью. Святитель Григорий вынужден был искать себе более или менее безопасное пристанище и обрёл его в частном доме.

Ревность о Господе, преданность Православию, трезвомыслие, образованность и, конечно же, красноречие Григория Богослова не могли не вызвать надлежащего отклика в сердцах горожан. Под действием его увещеваний и проповедей люди преображались. Очень быстро слава святителя достигла такого размаха, что стала привлекать в Константинополь даже и жителей отдаленных селений. В 380 году в Константинополь прибыл император Феодосий, передавший храмы христианам, а уже в 381 году происходит Собор, получивший статус Второго Вселенского, на нём надлежало поставить заключительную точку в догматических спорах ариан с Православными, что и было исполнено. Христиане Константинополя пожелали видеть Григория в качестве Патриарха на местной кафедре, но вмешались чуждые силы и под формальным предлогом избрание святителя Григория на патриарший пост не состоялось.

Святитель Григорий, чтобы избегнуть гнусных интриг, счёл за лучшее отказаться от полномочий предстоятеля Константинопольской Церкви и удалиться из города. Перед отбытием он произнёс пред собравшимися прощальную речь, в рамках которой изложил свою христианскую позицию и раскрыл свою пастырскую правоту.

За святость и праведность жизни, яркое, безукоризненное изложение в своих сочинениях учения о Пресвятой Троице и Лице Господа Иисуса Христа Вселенская Православная Церковь почтила его исключительным по значению именем — Богослов. С этим именем в Историю Церкви вошли всего три святых; помимо свт. Григория - апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов.

Святитель Иоанн Златоуст (годы жизни 347-407). Епископ Константинопольский, за свое красноречие получивший прозвище Златоуст. Родился будущий святитель в Антиохии. Получил в раннем детстве наставления в вере христианской от своей матери Анфусы. Однако Крещение принял уже в сознательном возрасте. Молодость его была посвящена получению образования. Он начинал карьеру в качестве адвоката. Через какое-то время Иоанн, всерьёз увлекшись Божественным Писанием и сочинениями отцов Церкви, прервал адвокатскую практику, оставил звание ритора.

Этому решению способствовало то обстоятельство, что епископ Антиохийский Мелетий, разумея в нём потенциального Божьего служителя и хорошо понимая, какую пользу он может принести Церкви, призвал его к себе. В течении трех лет Иоанн наставлялся в истинах христианского вероучения, а затем принял от Мелетия Крещение.

Около 374-375 годов, по смерти любящей матери, Иоанн реализовал свое давнее желание, удалился в одну из монашеских обителей. Здесь, в постах, бдениях и сердечных молитвах, он провел около четырех лет. Затем, Промыслом Божьим, он удалился и жил в уединенной пещере отшельником. Суровая аскетическая жизнь, непрестанные подвиги сказались на его физическом здоровье.

Поэтому он вынужден был оставить отшельничество и возвратиться в Антиохию. Шёл 380-й год. В 381 году Иоанн был посвящён в чтеца, а в 386 году преемник Мелетия по епископской кафедре, Флавиан, рукоположил тридцатидевятилетнего Иоанна во священника. В этот период он снискал себе широкую славу, причем не только как ревностный пастырь, но и как пламенный оратор, выдающийся проповедник. Речи Златоуста уже тогда привлекали внимание широкого круга верующих. Толпы людей стекались к нему, желая внимать его поучениям и наставлениям. Уже в 397 году Иоанн торжественно взошёл на Константинопольский патриарший престол. Из-за зависти некоторых священнослужителей Иоанн был оклеветан и даже низложен со своего поста, а затем отправлен в ссылку (недалеко от Никомидии).

Как только весть о случившимся распространилась по улицам Константинополя, произошло народное волнение. Противнику Иоанна, Феофилу, например, пришлось спасаться бегством и тайно покинуть столицу.

Но и природа отреагировала на несправедливость, допущенную в отношении святителя: вслед за народным волнением произошло землетрясение, отчего императрица, сознававшая свою роль в осуждении Иоанна Златоуста и посчитавшая бедствие знамением суда Божьего, поспешила вернуть изгнанника из ссылки. Горожане оказали ему торжественный приём. Вновь созданный Собор отменил приговор предыдущего Собора, снял со святителя обвинения и восстановил в правах.

Однако вернувшись к своей священнической деятельности, святитель Иоанн продолжал обличать нравы жителей столицы и верховные власти ее. Обличениям подверглась и императрица Евдоксия, святитель сравнил ее с Иродиадой, что привело её в ярость. Однако просто взять и наказать Константинопольского первосвятителя она уже побоялась. Она использовала Феофила, побуждая его к организации очередного суда над святым. Феофил, опасаясь вспышки народного гнева, не дерзнул явиться в столицу лично, однако направил туда специальное посольство: Акакия и Северина. Последние собрали врагов Златоуста, после чего совместным решением был вынесен новый приговор о низложении. Император, поддавшись влиянию императрицы Евдоксии, приговор утвердил. Последовали ссылки, причём до места последней ссылки уже в 407 году, святитель не доехал, а почил со словами "Слава Богу за всё " в местечке Команы, где его мощи почивали до 438 года, когда по просьбе верующих Константинопольской церкви они были перенесены в столицу Византийской империи.

Тропарь

Я́ко апо́столов единонpа́внии/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ миp вселе́нней даpова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак

Свяще́нныя и Боговеща́нныя пропове́дники,/ верх учи́телей, Го́споди, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х твои́х и упокое́ние:/ труды́ бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не прославля́яй святы́я Твоя́.

Все три Великих Святителя разъясняли догмат о Святой Троице как о Неделимой Единосущной Божественной Творческой Силе.

Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыни, и о Божественной Троице. Святитель Иоанн Златоуст

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн