Ко дню Усекновения главы Пророка и Предтечи Господня
Судьба последнего пророка
Предтеча Господень, - так называли Иоанна, рождённого по милости Божией и Божиему промыслу в семье священника Захарии и Елисаветы. Именно к Елисавете пришла Мариям повидаться, когда узнала от Архангела Гавриила благовестие о том, что станет Матерью Господа. И при встрече этой "Взыгрался младенец во чреве моем" - говорит радостно Елисавета Марие (Еванг.от Луки 1 гл). На городском подворье Константино-Еленинского монастыря при входе в храм есть икона афонского письма, которая изображает эту встречу, - очень редкая по сюжету икона.
Напомним, что пророк Иоанн начал свое служение раньше, чем Господь Иисус Христос. Потому его и называют "Предтеча", и сам он говорил:"грядет Сильнейший меня", имея в виду Христа Спасителя (Еванг.от Луки, 3гл). Народ почитал его за правду и призывы к покаянию и изменениям образа жизни и мыслей, как бы мы сейчас сказали. Эту проповедь покаяния слышал народ во дни, когда Иоанн крестил пришедших к нему в реке Иордан.
Правда одинаково высказывалась пророком и царю и простому человеку. В те дни правил в Галилее царь Ирод Антипа, тот самый,что был соблазнен Иродиадой, женой его брата Филиппа. Пребывая в греховной связи, Ирод был обличаем Иоанном, и испытывал угрызения, поскольку почитал его пророком, как и весь народ, и верил его словам. Но сила женских чар и коварство Иродиады принудили Ирода заключить в тюрьму пророка. Так Иоанн оказался в темнице. Иоанн и оттуда обличал разврат царя.
Усекновение главы Иоанна и произошло в темнице, куда пришел стражник и выполнил приказ царя, данный ему во исполнение обещания дочери Иродиады, Саломии, которая просила голову пророка в награду за свой танец на пиру в честь царя. Ничтожная мимолётная услада взору царя обернулась преступлением против Бога. Какова же оказалась цена, которую вскоре заплатит Ирод за свое малодушие? И его и Иродиаду сошлет в Испанию римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) после того, как аравийский царь Арефа, дочь которого была законной женой Ирода, нанесет поражение царю Ироду на поле военной брани. Саломия же по преданию окажется сдавленной льдами реки Сикорис, так что ее голова будет отделена от тела.
Позором покрыл свою голову царь Ирод множеством преступлений и неблаговидных поступков. Говорится в Евангелии от Луки (гл.23:7-12), что Ирод был причастен к суду над Господом Иисусом Христом, так как к нему отослал Божественного Страдальца Понтий Пилат, зная, что Ирод царствовал там, где проповедовал Господь. Евангелист пишет, что Ирод обрадовался встрече с Иисусом, так как хотел увидеть Того, Кто творил чудеса. Но Господь не удостоил его ответом ни на один заданный им вопрос. "Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Понтию" (Лк., 23:11).
Глава честного пророка и Предтечи Господня была несколько раз захоронена и обретена заново и являла чудеса. Например, через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь, как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.
Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде.
Однажды святыней завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Таким образом, эти чудесные обретения главы Пророка Иоанна называют Первым и Вторым обретениями, но представляется,что Глава Предтечи бывала обретена не раз и не два и не три, а более. Однако канонических обретений три и они связаны с тем,что сам пророк являлся и указывал местонахождение святыни.
По традиции считается, что Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Христианская церковь празднует Первое и Второе обретение главы Иоанна Крестителя -8 марта по новому стилю. И третье обретение главы 7июня. Все эти три события связаны исторически и мистически.
Пророк Иоанн даёт пример воздержания, нравственной чистоты, миссионерского служения, смирения и строгости к себе в первую очередь.
Для Константино-Еленинского монастыря день Усекновения главы Честнаго Пророка и Крестителя Иоанна знаменателен тем, что 11сентября 2001 года был освящён Патриархом Алексием II храм святых равноапостольных царей Константина и Елены, событие огромной важности как для поселка Ленинское, где до того времени вообще не было храмов, так и для монастыря, потому что вокруг этого храма возникла община сестер, положившая начало монашеской жизни монастыря.
В этот день 11сентября 2011 года состоялось возведение в сан игумении тогда настоятельницы монастыря, монахини Иларионы.
С тех пор Матушка Илариона несёт достойно свой венец наставницы сестер и хранительницы монастырской жизни. За свои заслуги в этом послушании после Всенощного бдения на праздник святых равноапостольных царей Константина и Елены, Матушку наградили наградным крестом, который она приняла из рук Владыки Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Это событие состоялось 2 июня 2019 года.
Поздравляем насельниц монастыря и Матушку Илариону с этим многогранным праздником!
Оставьте Ваш комментарий