12 октября 2021

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

9 октября отмечается день преставления ученика Христова Иоанна Богослова.

Он написал Евангелие от Иоанна, три соборных послания и Апокалипсис – книгу Откровения, – так что можно сказать, что в некотором роде апостол Иоанн был пророком нового времени. На иконах изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках и в присутствии ангела, часто орла. М.В. Барсов, толкователь и автор, собравший множество статей о евангелистах, и в т.ч. об апостоле Иоанне, рассказывает: «Во время жестокого гонения на христиан, воздвигнутого Домицианом, св. ап. Иоанн вышел невредимым из кипящей смолы и заточен был на остров Патмос. Это была длительная ссылка, и времена были не простые. Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором (известен только из церковного предания, ассоциируется с Прохором, апостолом от семидесяти) на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр. 1:8) — возвещал Дух Божий через святого апостола. По мнению одних авторов, сие произошло в конце 60-х годов I века по Р.Х. Однако Ириней Лионский датирует Откровение концом правления Домициана (81—96 годы), и в XX веке большинство библеистов стало придерживаться «поздней датировки», то есть периодом правления Домициана.

Итак, было написано Откровение Иоанна Богослова. Однако бытует мнение, согласно которому подлинности Апокалипсиса и авторство апостола Иоанна Богослова ставится под сомнение. Кто поддерживает версию об авторстве книги Откровений апостола Иоанна ? Первое непосредственное свидетельство подлинности этой книги обозначил в первой половине II века Иустин Мученик, который в разговоре с иудеем Трифоном упоминал, что есть некий муж, который после тысячелетия Царства Иудейского придет и будет вершить суд, как написано это у апостола Иоанна Богослова. Поликарп, епископ Эфесский в письме к церкви Римской, а также святой Ириней, епископ Лионский, в опровержениях ересей часто ссылаются на книгу Откровений апостола Иоанна.

Также есть прямые ссылки на Апокалипсис апостола Иоанна Богослова у Тертуллиана и Оригена. Много других святых отцов не сомневались в авторстве святого Иоанна Богослова.

Однако приходится сказать несколько слов о том, что в текстах всех произведениях апостола Иоанна есть некоторые стилистические и содержательные различия. Как пишет М.В. Барсов, «различия эти можно подвести под три пункта: 1) по языку и слогу, так как в Апокалипсисе греческий язык сильно проникнут евреизмом, неправилен, отрывист, в то время как язык Евангелия, хотя тоже содержит евреимзы, но в целом гораздо чище и плавнее.

2) По психологическому настроению и по всему тону писателя… в Апокалипсисе автор обнаруживает живую бурную фантазию, священный гнев против врагов Божиих, напротив Евангелие обнаруживает автора, имеющего тихое созерцательное настроение, самоуглубление, нежное веяние любви и мира...

3) По богословской точке зрения : между тем, как автор Апокалипсиса вращается в сфере феократического воззрения (т.е. при котором светская и духовная власть в одном лице сосредоточена… Прим. наше) ветхозаветных пророков, писатель Евангелия представляет христианство как новое самостоятельное учреждение, составляющее венец всех прежних откровений. Но все объясняет то духовное состояние, в котором находился автор Апокалипсиса – состояние откровения в духе, он был инструментом для написания Откровения.

«И само по себе не невозможна та вещь, что один и тот же писатель в различные времена был наделен различными дарованиями писателей и притом в различных степенях». ( цитируется выборочно по книге: М.В.Барсов, Апокалипсис. Из-во Лепта Книга. 2006 г. стр.19-31.)

Интересно, что опираясь на книгу Откровений, иконописцы создали сюжет и иконографическую интерпретацию этого сюжета в изображении картины Страшного Суда. Приход Агнца, Который будет судить живых и мертвых, когда наступит Второе пришествие, показывает конец мира и погибель одних – нераскаянных грешников, кои будут препровождены в Геенну огненную, - и восхищение других – праведников - в Царство Небесное, где все святые «одесную Отца».

Поскольку в Апоклипсисе рисуются картины битвы Христа Царя с противниками, то и само содержание передает и состояние Царя, и Его вид, и само войско Иисуса, готовое на брань. Описывается также и неприятельское войско («гл. 14:18, !6:154, 16) : «И увидел я зверя и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его».

«Здесь разумеется духовная брань, Христос не сражается вещественным оружием: Он или покоряет Себе Своим словом, или поражает Своими судами». ( Барсов, Апокалипсис, стр. 361).

Таким образом, даже кратко остановившись на некоторых ключевых моментах, связанных с жизнью апостола Иоанна и написанием книги Откровения, становится очевидна огромная роль этого произведения в формировании полноты картины, нарисованной в Священном Писании.

По церковной традиции считается, что апостол Иоанн скончался в третий год правления императора Траяна, то есть в 100- 101 году, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Жизнь его была долгой - апостол Иоанн прожил 90—100 лет.

В монархианском прологе к Евангелию от Иоанна, написанном в IV или начале V века, сообщалось, что Иоанн Богослов после молитвы спустился в выкопанную могилу и велел засыпать его землей. Согласно житию, ученики с плачем целовали апостола, но, не решившись ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли его лицо платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики пришли к месту его погребения, но, раскопав могилу, ничего в ней не нашли. Гробница Иоанна Богослова находится в городе Сельчук в 2,5 километрах от Эфеса.

По преданию, каждый год из могилы апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней. Поэтому Православная церковь празднует память Иоанна Богослова также 8 мая.

Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна как тайнозрителя судеб Божиих. А на иконографическом типе «Иоанн Богослов в молчании» апостол чаще всего изображается с Ангелом, передающим ему Божественное Слово, иногда с орлом, символом апостола, свидетельствующим о высоком парении его богословской мысли.

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль