Состоялась I Международная научно-богословская конференция по византинистике
13 сентября 2019 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии состоялась I Международная научно-богословская конференция по византинистике.
Форум провел руководитель научно-просветительского проекта «Византийский кабинет», кандидат философских наук священник Игорь Иванов.
Открытие конференции совершил ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, епископ Петергофский Силуан, затем приветственное слово произнес проректор по богословской науке протоиерей Константин Костромин, и далее были заслушаны доклады участников.
Из приглашенных участников первой выступила с докладом монахиня Тереза ( Оболевич), профессор философии Папского университета Иоанна Павла II в Кракове (Польша) на тему «Мирра Лот-Бородина как исследователь византийского богословия».
Затем прозвучал доклад профессора Екатеринбургской духовной семинарии Д.И. Макарова «Феодор Метохит (XIV в.) об интеллектуальной и духовной составляющих образования». В докладе содержатся высокие оценки вклада Метохита в развитие концепции образования . Автор доклада опирается на новейшие исследования об этом деятеле, в частности ссылается на труды Бека, Хункера и др. Феодор Метахит принадлежал к числу наиболее ярких представителей науки и культуры XIV века, гуманистической эпохи Палеологов. Его ученость высоко оценивалась современниками. Фома Магистр утверждал, что никто не мог сравниться с Феодором Метохитом по глубине знаний. Эта оценка объясняется не только широтой его интересов, которые охватывали такие области знания, далекие друг от друга, как философия, риторика и астрономия, но и необычной для византийского ученого самостоятельностью суждений. Докладчик всесторонне исследовал произведения Метохита. В центре его философии находится Сократ и его идея о необходимости всестороннего общения между интеллектуалами и богословами. Метохит вводит понятие пассивного созерцания того, что открыто взору, и положительного созерцания, творчески преобразующего в мыслях, то, что открывается в наблюдении. Тема рассудка и добродетели ( т.е. интеллектуального и духовного) является отличительной чертой византийской философии. Метохит рассуждает о том, что именно в добродетели природа раскрывается полнее всего, и призывает возделывать землю рассудка размышлениями и познанием, чтобы расцвел райский сад нашего знания. Т.о. Метохит как представитель философской мысли поздней Византии, делает духовные вопросы центральными вопросами философии.
Доклад игумении Иларионы ( Феоктистовой), настоятельницы Константино-Еленинского монастыря, был посвящен Византийской традиции в монастырских уставах. Матушка Илариона рассматривала эту тему на примере некоторых трудов святителя Феофана Затворника. Русская церковь унаследовала от Византии все богословские и богослужебные традиции. «Устав» – как понятие в широком смысле означает « устанавливать порядок», и является частью Церковного Предания. В более узком смысле «устав монастыря» - это свод правил, определяющий уклад жизни, иерархию подчинения, порядок послушаний в монастыре. Матушка проводит классификацию понятий : монашеский устав, монастырский устав и устав монастыря и показывает их особенности, используя свято-отеческое наследие, например, ссылаясь на устав , написанный Саввой Освященным, как на один из древних образцов устава. Через устав передается аскетическая традиция жизни монашествующих. Матушка Илариона касается вопроса о взаимосвязи догматов, которые устанавливают границы веры, и канонов, дающих пути достижения вершин веры, и показывает, как это связано с уставами монастырей. Византийская традиция в уставах монастырей была известна на Руси благодаря тому, что киево-печерские монахи основывали свою жизнь на знании Студийских уставов, а ведь святой Антоний Киево-Печерский считается основателем русского монашества. Были известны на Руси также уставы монастырей Святой горы Афон, благодаря переводам их на русский язык, например, в переводе святителя Филарета. У преподобного Серафима Саровского есть указание на то, что Устав обители пришел как откровение от Ангелов. Таким образом знание уставов является необходимым условием правильной организации христианской жизни вообще, и жизни монастырей и монашествующих.
Преподаватель Санкт-Петербургской академии, кандидат богословия протоиерей Владимир Гончаренко прочитал доклад «Деятельность священномученика Григория, Патриарха Константинопольского, по сохранению греческого классического языка», в котором привел подробную историческую справку о деятельности византийского иерарха. Он рассказал, как священномученик Григорий сам инициировал издание книг на греческом языке, чтобы этот язык не стал «мертвым», подобно латыни, очищал язык от разных заимствований, в частности из турецкого языка, влияние которого было огромным после времен Османской империи. Благодарность потомков этому человеку запечатлена в том, что статуя этого священномученика украшает вход в Афинский Университет.
После этого доктор исторических наук, преподаватель Духовной Академии М. В. Шкаровский в своём докладе «Образ Святой Горы Афон в произведениях русских писателей-эмигрантов 1920–1930 гг.» рассказал об особенностях творчества русских писателей начала XX века. Он в частности коснулся творчества Бориса Константиновича Зайцева, который в 1927 году совершил свое первое паломничество на гору Афон, пробыл там в Русском на Афоне Свято-Пантелеймоновом монастыре несколько месяцев, а также много работал с древнейшими рукописями Афонских библиотек. Зайцев познакомился со многими афонскими старцами, собирал их высказывания, и результатом всего этого труда стала его книга «Афон», которая появилась в Париже в 1937 году. Во время дискуссии по докладу был задан вопрос о том, кто из церковных деятелей наибольшее значение имел в возвращении русских монахов ( советского времени) на Афон, что воспрепятствовало закрытию русских монастырей и скитов на Афоне, хотя и не всех. Докладчик рассказал о роли митрополита Никодима в этом процессе, о его поразительных дипломатических талантах, позволивших договориться с властями Греции и СССР и в труднейшее время осуществить выезд немногочисленной группы русских монахов на Афон в начале 70 годов.
Далее доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета О. Б. Сокурова выступила с сообщением «Новая Елена и византийский вектор духовного, государственного и культурного пути России». Она рассказала о вкладе княгини Ольги в установление русской государственности и улучшение дипломатических отношений с Византией. Ольга Борисовна с большим чувством рассказывала о заслугах княгини Ольги в христианизации Руси, о том, как она искала мудрости и нашла всю полноту ее во Христе, о ее размышлениях о цели жизни человека и о смерти. Ее доклад был очень содержательным и давал полное представление об исторической роли княгини Ольги в масштабах государства и в рамках отдельно взятой человеческой судьбы.
В фойе Книжной гостиной была открыта выставка иконописи, а в соседней аудитории находились стенды с объектами исторической реконструкции, сделанными руками участников Общества исторической реконструкции , которые рассказали о своих экспонатах.
В целом Конференция была признана всеми участниками содержательной и полезной для обмена информацией о достижениях ученых в области византинистики.
Оставьте Ваш комментарий