14 октября 2019

Конференция памяти митрополита Никодима (Ротова) 14 – 15 октября 2019 г.

14 октября, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Синем зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской Лавры прошла конференция, посвященная митрополиту Никодиму (Ротову). В президиуме конференции были митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, ректор Духовной Академии Санкт-Петербурга епископ Петергофский Силуан, проректор по научно-богословской работе СПбДА , протоиерей Константин Костромин, митрополит Феодосийский и Керченский Платон, епископ Кронштадтский Назарий, наместник Александро-Невской Лавры. В работе конференции приняло участие множество священников, почтив своим присутствием память Митрополита Никодима, возглавлявшего Ленинградскую и Новгородскую митрополию в труднейшее для Церкви время - 60-ые годы, время Хрущевской "оттепели" . Открыл конференцию Владыка Варсонофий. Он сказал, что конференция - юбилейная, так как она проводится в год 90-летия Владыки Никодима. Он рассказал о том, что Владыка очень рано осознал свое призвание к священству, хотя и был сыном представителей интеллигенции, в то время атеистически настроенной по отношению к религии. Люди – современники Владыки - думали, что Церковь доживает свой век. Храмы разрушались, открытое исповедание веры осуждалось. Закрывались духовные школы по всей стране, не исключением был и город на Неве. Заслугой митрополита Никодима было то, что он сумел сохранить Ленинградскую духовную школу, лично отбирал абитуриентов, поступавших учиться в Духовную академию, занимался духовным воспитанием семинаристов. Владыка Варсонофий подчеркнул, что митрополит Никодим видел историю как процесс, и в сложной политической обстановке умел принимать непростые решения, говоря : « Судить меня будет история». Архиерей города множества святых мучеников и подвижников веры, он сохранил традицию преемственности духовной жизни, был пастырем, готовым душу положить за свое духовное стадо. Владыка Варсонофий очень образно отметил, что митрополит Никодим «жил в эпоху Церкви плененной, но радел о Церкви свободной».

В докладе протоиерея Владимира Сорокина, настоятеля Князь-Владимирского собора , как раз была раскрыта тема "закручивания гаек" в отношении Церкви в период руководства страной Хрущевым. О. Владимир лично знал Владыку . Он представил групповую фотографию советской эпохи, на которой были изображены как представители дореволюционного священства, так и священнослужители, родившиеся в годы советской власти. Это с одной стороны - протоиерей Михаил Сперанский, преподававший Новый Завет, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии с 1952 по 1966 годы. Это и архиепископ Мелитон Тихвинский, бывший ярким миссионером , прошедший через сталинские лагеря. Рядом с этими духовными пастырями возрастали в вере и служении представители нового поколения – Владыка Никодим, родившийся в 1929 году, а также ныне действующий иерарх РПЦ - Патриарх Кирилл, окончивший Духовную академию в Ленинграде в 1970 году, принявший монашеский постриг годом раньше. И сам автор доклада – протоиерей Владимир Сорокин. Среди выше перечисленных священников, изображенных на фотографии, в составе президиума собрания, проходившем в Актовом зале ЛДАиС, отмечен также уполномоченный облсовета по делам религии Григорий Жаринов, известный непримиримой борьбой с Церковью. Таким образом фотография невольно свидетельствует об обязательном контроле, установленным над Церковью в период хрущевского руководства страной.

...А в стране шла кампания по закрытию духовных школ и семинарий. Отец Владимир вспоминает, как Владыка Никодим наставлял его проявлять бдительность против всяческих актов дискредитации Церкви в хрущевские времена : « Держи уши топориком», - так говорил он ему в личных беседах. Ибо через газеты в обществе проводилась кампания по опорочиванию Церкви. Нельзя было пропустить ни одного случая антицерковного высказывания и оставлять его без внимания. Владыка Никодим понимал, что нужно использовать международные межрелигиозные отношения с целью не допустить закрытия духовных школ в стране, которая на международной арене декларировала свободу веры для своих граждан, а во внутренней жизни проводила непримиримую борьбу с Церковью.

Владыка Никодим привлекал на обучение в Ленинградскую Духовную семинарию и академию иностранных абитуриентов. Эту тему в своем докладе раскрыл профессор СПб Духовной Академии В.М. Шкаровский. Владыка в бытность свою в качестве заместителя председателя отдела по Внешним Церковным сношениям много сделал для укрепления связей поместных церквей, а также связей РПЦ с зарубежными православными Церквями. На учебу приглашали абитуриентов из стран Африки, из стран Социалистического лагеря. Это помогло предотвратить развал Церкви в стране, который планировался Хрущевым. Владыка имел дипломатический дар, был стратегом, умевшим просчитать свои действия на несколько шагов вперёд. Он остался в памяти как духовный маяк для многих поколений семинаристов, с которыми часто беседовал, стараясь поддержать их советом, интересом к личности учащихся, понимая, что по окончании обучения им предстоит работать на ниве духовной жизни. Его жизнь была освещена служением Христу, где бы ни приходилось Владыке приниматься за дело. Особенно подчёркивалось в докладе, что Владыка занимался научными богословскими исследованиями, написал акафист святой праведной Тавифе и мученику Иоанну Русскому.

Очень интересным и темпераментным был доклад профессора СПбДА Сергея Львовича Фирсова « Штрихи к портрету». Он сказал в начале своего доклада о том, что прошло уже более 40 лет после кончины митрополита Никодима, но споры о его личности продолжаются. На оценку его вклада в историю Церкви повлияло само время – время правления Н.С. Хрущева, который проводил политику изживания « религиозных предрассудков» в широких слоях общества. Отец и мать Владыки были интеллигентами, причем атеистически настроенными, но вот бабушка была замужем за священником, так что можно сказать, что Владыка Никодим был потомственным священнослужителем. Он начал церковную жизнь в Рязани, прислуживал в алтаре еще подростком. Учился в Рязанском Педагогическом институте. В августе 1947 года в возрасте 18 лет , когда он еще был на третьем курсе, Владыка был пострижен в монахи и сразу после пострига покинул светское учебное заведение. Стал работать в Ярославской епархии, был помощником местных церковных служителей. 20 ноября 1949 года был рукоположен во иеромонаха архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием и назначен настоятелем храма в честь Рождества Христова в селе Давыдове Толбухинского района, Ярославской области. В 1950 году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1953 году, а в 1955 году — также заочно — полный четырехлетний курс Ленинградской духовной академии по первому разряду, т.е. прошел восьмилетний курс обучения за 5 лет. 25 февраля 1956 года назначен членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме, а затем заместителем начальника Миссии. 31 марта 1957 года был возведён в сан игумена митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем , а 25 сентября того же года назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. По возвращении в Москву, в марте 1959 года, назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии, а с 4 июня того же года одновременно и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. В 33 года он становится митрополитом . Вот как владыка стал митрополитом: отмечается, что 3 августа 1963 года он был назначен председателем Комиссии при Священном Синоде по вопросам христианского единства с возведением в сан митрополита. Уже 4 августа того же года назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 октября 1963 года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским. Прошло всего четыре года , и вот уже 7 октября 1967 года ему поручено управление Новгородской епархией, и впредь должно именоваться митрополит "Ленинградский и Новгородский". Владыка регулярно читал газеты « Правда» и «Известия», хотя и знал шутку тех дней о том, что в правде нет известий, а в известиях – правды. Современники рассказывали, что Владыка сравнивал информацию в обоих источниках и извлекал наиболее достоверные сведения. Владыка стремился не к обновлению, но к оживлению жизни в Церкви.

Прозвучало еще несколько докладов. В зале конференции был выставлен стенд с информацией о жизни и служении митрополита Никодима. Жизнь митрополита Никодима оборвалась неожиданно – на приеме по случаю интронизации Папы Римского Иоанна Павла I - после представления ему архимандрита Льва ( Церпицкого ), у Владыки Никодима произошел сердечный приступ. Митрополит Никодим сильно побледнел и упал со стула на ковер. Немедленно явившийся врач сделал необходимые инъекции, массаж сердца, но это уже не помогло. Папа Римский прочитал отходные молитвы над телом скончавшегося митрополита и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь Ватикана кардинал Вилло и также совершил молитву у тела усопшего. После торжественного отпевания, которое провел архимандрит Лев , 8 сентября гроб с телом митрополита Никодима был доставлен в Ленинград и установлен в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где непрерывно совершались заупокойные богослужения. А 10 сентября в Свято-Троицком соборе состоялось отпевание митрополита Никодима, которое возглавил Патриарх Пимен (Извеков). По окончании отпевания гроб с телом покойного с пением ирмосов "Помощник и Покровитель" был обнесен вокруг собора и погребен на Братском кладбище Александро-Невской Лавры. На могиле его установлен дубовый восьмиконечный крест.

В рамках дней памяти митрополита Никодима прошел также визит Патриарха Кирилла, лично знавшего Владыку и бывшего его духовным чадом. 15 октября Патриарх отслужил заупокойную литию на могиле митрополита Никодима , а вечером состоялась беседа Патриарха со священством, где Его Высоко Преосвященство поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике.

Матушка Илариона, настоятельница Константино-Еленинского монастыря и насельница монастыря, монахиня Алексия, а также помощник игумении по миссионерской работе Е.А. Евдокимова, приняли участие в работе конференции.

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль