Вторая встреча с игуменией Иларионой (Феоктистовой), настоятельницей Константино-Еленинского женского монастыря
19 декабря с Духовно-просветительском центре им.сщмч. Философа Орнатского состоялась анонсированная ранее встреча с творческой группой, создавшей документальный фильм «ТЕОЗИС» о том, как в нашем монастыре видится авторам фильма это соединение человека с Богом, ибо греческое слово — θέωσις -именно это и означает:«обожение».
Режиссёр фильма Владислав Егоренков -выпускник Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Как и оператор-Анастасия Легконогова и продюсер Светлана Жемчугова.
Интересно, что и режиссер и оператор фильма родились в северных широтах нашей Родины: Владислав – в Сыктывкаре (Республика Коми), а Анастасия – в Сортавала, - это и вообще Карельский перешеек. Чувство родства природы места, где стоит наш монастырь и малой родины авторов фильма, безусловно присутствует в этом фильме.
Молодые создатели документальной ленты «Теозис» являются продолжателями Ленинградской - Санкт-Петербургской школы документалистики, которая заявила о себе ещё в годы блокады фильмом Ленинград в борьбе, вышедшем на экраны в 1942 г. (работа режиссёра Романа Кармена). Ленинградская студия документального кино в 30ые годы прошлого века формировала подходы к тому, как и что надо снимать, и такие мастера как Роман Кармен, Семён Аранович, Ефим Учитель задали высокую планку правдивости и художественности методов съёмки. Здесь же начинал свою карьеру и режиссёр Александр Сокуров, позднее ставший признанным мэтром игрового кино. Именно в нашем городе был основан Международный фестиваль документальных фильмов «Послание к человеку», это произошло в первые годы Перестройки ( 1989 г) и его президентом долгое время был Михаил Сергеевич Литвяков, известный в нашем городе мастер документального кино. Сейчас этот фестиваль возглавляет Алексей Учитель. Внимание к человеку, к его внутренней жизни и к обстоятельствам, в которых человек находится, -это и есть один из главных критериев оценки вклада Ленинградской-Петербургской школы документального кино. И гости вчерашней встречи безусловно являются носителями ценностей, которые они усвоили, учась и работая в документалистике в мастерской Михаила Железникова.
Во время встречи Матушка Илариона рассказала о том, как в монастыре появилась съёмочная группа, а Владислав Егоренков описал свои духовные переживания при выборе темы фильма и места для съемок. В ходе обсуждения фильма зрители -участники встречи- говорили о своих впечатлениях, о том, что фильм сделан с большой любовью к монастырю, что все лица, которые попали в кадр, показаны совершенно беспристрастно, но их появление оправдано и необходимо.
Один из интереснейших вопросов, заданных режиссеру, касался того, как формируется фильм после завершения съемок, как выбираются кадры при монтаже, и сколько кадров оказываются неиспользованными. Ответ изумил всех присутствовавших – Владислав с сожалением сказал о том, что отснятого материала хватило бы на 8 таких двадцати пяти минутных лент. Одна из выступивших зрительниц выразила свои ассоциации, связанные с озвучиванием в картине шагов послушницы в монастыре: «этот звук,- сказала она, - как символ множества шагов на пути к Богу». В то же время была высказана мысль о том, что тишина фильма, где нет никаких диалогов, не оставляет все же чувства безмолвия, но есть полное ощущение внутреннего разговора, который происходит на глазах у зрителей у каждого лица, которое появляется в кадре. Была высоко оценена работа оператора съемок, потому что в фильме есть прекрасные кадры, показывающие монастырь и снаружи и изнутри: прекрасен свет, исходящий от икон, от самих стен монастыря, от свечей – янтарный, подчас медовый, согревающий и освещающий все вокруг, и белизна снега, сливаясь с чистотой монастырских стен, -это не холод зимы, а чистота души, которую стяжает монах ради своего спасения.
Матушка Илариона также задавала вопросы, хотя съемки проходили по ее благословению, и она, конечно, знала о том, что снимают, и беседовала с молодыми авторами по многим духовным вопросам. Однако ее вопрос был связан с ролью продюсера фильма, вопрос был адресован к Светлане Жемчуговой, и, отвечая на этот вопрос, Светлана сказала, что ее главная задача была создать максимально комфортную обстановку для режиссера, поддерживать его в моменты сомнений, а после завершения создания фильма – активно продвигать его, чтобы как можно больше людей могли посмотреть эту работу.
Матушка Илариона отметила удивительную открытость творческого коллектива к добру и свету, что впрочем не всегда случается в среде художников, если брать это слово в широком смысле. Многие творцы, создав вполне достойное произведение, не могут удержаться на высоте Духа, который сподвигл их к созданию шедевра, и погружаются в пропасть грехов, где падшая человеческая душа мечется и не находит внутреннего мира. Матушка Илариона уточнила, что это явление прежде всего относится к современному человеку, который живет без Бога, опираясь только на свои эмпирические знания, оставляя в стороне вопросы духовной жизни. И это составляет трагедию современного художника, который не входит в мистическое тело Церкви Христовой, не причастен к тайнам церковной жизни. Она выразила надежду, что молодой творческий коллектив после этого фильма стал ближе к Церкви и к Господу.
Встречу снимали на видео, так что вскоре появится запись, и станет возможным погрузиться в обсуждение и почувствовать атмосферу вечера.
Оставьте Ваш комментарий