14 октября 2021

IV ПОКРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ в ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ им. ФИЛОСОФА ОРНАТСКОГО

14 октября открылась конференция IV Покровские чтения. Встречи, доклады, мастер-классы в рамках этой конференции регулярно проводятся по благословению настоятельницы Константино-Еленинского женского монастыря, игумении Иларионы, в этом году- при поддержке Государственного Русского музея и Санкт-Петербургской духовной академии. Организатор конференции - Научно-Просветительское общество древнерусского шитья "Покров", руководитель В.Б. Казарина, кандидат искусствоведения. Программа конференции рассчитана на 2 дня, в первый день конференция открылась в Духовно-Просветительском Центре им. свмч. Философа Орнатского, в новом конференц-зале, а 15 го октября заседание перенеслось в Русский музей и проходило как в формате реального времени, так и в виртуальном пространстве, что дало возможность расширить количество участников и подключить к трансляции иногородних ученых и мастеров.

Открывая конференцию, Вера Борисовна Казарина сказала несколько слов о трудностях переживаемого периода, поблагодарила матушку Илариону за молитву и материнскую заботу и высказала интереснейшую и глубоко прочувствованную мысль о том, что женское монашество имеет какую-то особую миссию, потому что сестры, выбравшие служение Христу в отказе от мира, тем не менее живут в семье сестер, и настоятельница монастыря - это по-настоящему мать для них и для всех, кто несет послушание в монастыре, причем это материнство чистое, без страстей, и являет собой монашескую свободу и любовь во Христе Иисусе.

Поприветствовал после общей молитвы всех участников конференции и протоиерей Константин Костромин, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии, пожелав всем участникам успехов и процитировав замечательные слова об искусстве, сказанные в одном из интервью Юрием Алексеевичем Соколовым, историком церкви, который заметил, что художник должен отразить не то, что мы видим своими глазами, а то, что скрыто от глаз, но становится видимым в духе. Портрет человека должен быть не реалистическим отражением человека, но проявлять в чертах лица - икону человека, т.е. образ Божий в нем. " Это не портрет в римской реалистической традиции, а это продолжении эллинской традиции прекрасного". О. Константин также поздравил всех присутствовавших с праздником Покрова Богородицы.

Во Вступительном слове матушка Илариона сказала, что в день открытия конференции - 14 октября - мастерская Покров фактически отмечает свой престольный праздник, и пожелала конференции открыть новые горизонты творчества, опираясь на традиции, что собственно и пропагандируют Покровские чтения, а тема церковного искусства очень важна, потому что в этом искусстве сохраняется Церковное Предание. В своем докладе матушка Илариона рассказывала о Горицком Воскресенском женском монастыре, основанном в 1542 г. супругой князя Андрея Старицкого - Ефросинией, которая в 1563 году после доноса была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь. Не даром в последствии этот монастырь стали называть "обитель ссыльных цариц". Княгиня Ефросинья была основательницей и золотошвейной мастерской в этом монастыре. Матушка Илариона рассказала несколько интересных фактов из истории монастыря, например о том, что с XVIII века начинается широкое монашеское женское движение, что сопровождалось заменой уставов - принятием общежительного монастырского устава, благодаря которому миряне лучше узнавали о жизни монашествующих, и образ монахов перестал быть таким подчас мрачным, каким он рисовался в предыдущую эпоху. В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева, управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определённого в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменье Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами: Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 — 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 — 02.02.1866). К середине XIX века в монастыре насчитывалось уже 600 насельниц. В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия И конечно возобновлялись или вновь создавались мастерские в этих монастырях, т.о. происходило воцерковление искусства, благодаря чему оно получало глубокую духовную основу, отражать все, в разных видах и формах, что создано Творцом. Т.о. матушка Илариона заключила свой доклад размышлением о том, что все, кто занимается церковным искусством, несут определенное служение ради Христа, а искусство ради искусства - это идолопоклонство, иными словами поклонение созданному руками человека, в то время, как служа Христу, человек служит и Богу и человеку.

В докладе Кондратьевой Татьяны Валерьевны, ректора Православного гуманитарного института "Со-действие", раскрыты два направления в развитии современного золотошвейного искусства: копийное искусство, которое лишь повторяет с большой долей точности то, что было создано в прежние времена, и искусство, основанное на личном опыте каждого мастера, который творит на основе своей концепции, т.е. концептуальное искусство. Докладчик показывает в своем исследовании, что для современного человека довольно трудно проявлять терпение в такой статической сфере духовной деятельности, как вера и познание ее догматов. Поэтому современный художник (в широком смысле) старается искать такие сферы, где он проявит свои решения, например, он будет заниматься украшением храмов иконами, расписывать стены храмов, расшивать облачение священнослужителей и т.п., потому что человек понимает, что его произведения будут служить в определенной среде. Далее Татьяна Валерьевна обратилась к опыту мастеров и студентов, которые выбрали своим профессиональным занятием золотошвейное дело, другие прикладные виды церковного искусства.

В докладе Кутейниковой Нины Сергеевны, профессора кафедры русского искусства Академии художеств им. Репина, речь шла об образе святого Нила Столбенского в творчестве современных художников. Нина Сергеевна рассказала о своем паломничестве в Нило-Столбенскую пустынь с целью изучения образа духовного покровителя этой обители, святого Нила Столбенского, и она была удивлена, как часто образ этого святого запечатлевался в скульптурных формах. Некоторые скульптурные изображения имели славу чудотворных. В современных работах вышивальщиц Нина Сергеевна обнаружила только одну вышитую иконоподобную работу, выполненную в народных традициях и на очень простом материале. Это пелена холщовая, по ней идет вышивка довольно грубыми нитками, но очень яркими и чистыми, а по периметру вышиты надписи на церковно-славянском языке и навешены кисти. Само изображение святого выглядит типичным для образа святого Нила - он стоит на костыльках, фигура согбенная в смиренном поклоне головы и в схимнической мантии. Перед современными вышивальщиками и иконописцами стоит задача развить этот образ в вышивках и иконописных образах, и при этом неизбежно будут проявляться черты модерна.

Следующий доклад был представлен студенткой-магистрантом из РГПУ им. Герцена, обучающейся на 2 курсе кафедры вышивки и прикладного искусства, созданной в 2018 г. при поддержке мастерской Покров. Докладчик - Степанова Дарья- рассказала о том, как приходят студенты к выбору такой профессии как специалист древнерусской вышивки. Было интересно узнать, что на кафедре занимаются не только наши соотечественники, но и китайские студенты, правда пока в количестве одного человека. В презентации использовались фотографии с выставки работ студентов, курс обучения включает такие дисциплины, как виды церковных вышивок, иконография церковных вышивок, символы в древнерусском церковном шитье. Целью обучения является создание авторских работ, которые бы развивали древние традиции.

Очень запомнился доклад вышивальщицы из мастерской, созданной в Сележарово-Троицком монастыре. Она поделилась тем, как через большие искушения, через осознание собственной греховности и необходимости прежде всего внутреннего нравственного очищения, складывалась работа мастерской, которая создавалась "с нуля". Людмила Владимировна Герасева привезла большую фото- галерею работ мастерской, о каждой из работ она рассказала дивную историю, и ее доклад был принят очень доброжелательно. После перерыва конференция продолжила свою работу.

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль