К 100-летию мученической кончины митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского)
20 октября состоялась паломническая поездка прихожан храма прмч.Андрея Критского вместе с игуменией Иларионой, настоятельницей Константино-Еленинского монастыря, клириком монастыря иереем Алексием Батищевым и иереем Евгением, настоятелем храма во имя иконы Б.М. Живоносный источник при больнице 26 на ул. Костюшко. Целью паломничества было посещение Ржевского полигона, где был расстрелян 13 августа 1922 года Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). По дороге прозвучал рассказ о жизни и кончине Владыки. Он родился в 1873 году в Каргопольском уезде, ныне это Архангельская область. Отец его, Павел Казанский, был священником. Родители были благочестивыми христианами. Сын Василий проявлял интерес к духовному образованию, так что ему судьбой было предначертано поступать в духовную семинарию, которую он закончил в Петрозаводске. Вскоре юноша отправился в Санкт-Петербургскую духовную академию для продолжения обучения. Закончил её со степенью кандидата богословия. Еще будучи студентом, Василий вступил в Общество распространения христианства в духе Православия, председателем которого был отец Философ Орнатский. Влияние отца Философа на молодые умы, тем более на семинаристов и студентов Санкт-Петербургской духовной академии, было огромно. Василий активно выступал с просветительскими беседами в домах трудолюбия, в школах при фабриках и заводах, и в храмах, и там, где люди нуждались в духовной поддержке, - в ночлежках. Владыка с юности имел мечту пострадать Христа ради. В 1895 г. принял монашеский постриг с именем Вениамин. В годы, переломные для истории России, после революционных событий 1905 года, когда народ почувствовал пьянящий дух революционных беспорядков и анархических выступлений и протестов, он был поставлен служить в столице, и в 1910 году посвящён в сан епископа Гдовского, викария Петроградского. При его посвящении в сан присутствовали многие видные деятели Церкви- митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Митрополит Московский-Владимир (Богоявленский), архиепископ Тихон (Беллавин), впоследствии Патриарх Всея Руси. Все они стали впоследствии священномучениками и были прославлены в лике святых в 90х годах 20 века. В 1917 году епархия Санкт-Петербургская избирает на митрополичью кафедру епископа Вениамина. Но как известно, новая власть, пытаясь расколоть православных сограждан, учреждает т.н. Живую церковь, куда вошло немало обновленцев, целью которых было опорочивание архипастырей, изъятие церковных ценностей, сотрудничество с новой безбожной властью. Чистая и честная душа митрополита провидела коварство церковной политики новых властей, и, конечно, владыка понимал, что арест его был неизбежен, что и случилось с началом «красного террора». Поводом послужило одно секретное послание вождя революции. В марте 1922 года Ленин написал секретное письмо о необходимости изъятия церковных ценностей, дабы обеспечить закупку хлеба для голодающего народа. Однако истинная цель была другая. Вождь мирового пролетариата сознавал, что изъятие богатства монастырей в духовных центрах России будет неизбежно вызывать несогласие священства, и под этим предлогом можно фабриковать ложные обвинения в контрреволюционном протесте духовенства и приговаривать к расстрелу. Митрополит Вениамин тем не менее выступил в поддержку сбора средств для закупки продовольствия ради голодающего народа, считая это христовой лептой ради спасения паствы. Он предупреждал о том, чтобы при изъятии драгоценностей прихожане не выступали с протестами и избегали эксцессов. Таким образом попытка посеять раздор с церковью на основе изъятия ценностей в Петрограде не удалась. Тогда был задуман коварный план, в котором приняли участие обновленцы – Красницкий, Введенский, Боярский и др. В начале мая 1922 года в Петрограде разнеслась весть о церковном перевороте, произведённом означенной группой, и об устранении Патриарха Тихона от власти и т.д. Точных сведений ещё никто, впрочем, не имел.
Введенский, явившийся после переворота из Москвы в Петроград к митрополиту, заявил ему об образовании нового верховного церковного управления и о назначении его, Введенского, делегатом от этого управления по Петроградской епархии. Понимая злой умысел обновленцев, митрополит Вениамин отказался выполнить то, что требовал Введенский, - уполномочить Введенского представлять интересы Церкви от Петрограда. После этого отказа Владыка обратился к верующим Петрограда с посланием, в котором он объявляет об отлучении от Святой Церкви Введенского и иже с ним до полного их раскаяния в организации раскола. Через некоторое время к Владыке в Александро-Невскую Лавру пришли комендант Петрограда Бакаев и обновленец Александр Введенский, вместе с помощниками, и потребовали от Владыки отменить его циркуляр об отлучении Введенского от Церкви, угрожая устроить процесс, в результате которого погибнет и он и другие священники. Владыка был непреклонен, и вот уже злоумышленники арестовывают Митрополита Вениамина. Владыка был препровожден в дом предварительного заключения, где и находился до самого процесса над ним и над другими деятелями, обвиненными в неподчинении новой власти. Процесс над Владыкой был громким, публичным, с привлечением прессы, проходил он в Большом зале Филармонии,( бывшем Дворянском Собрании Петрограда). Материалы дела занимают 27 томов, некоторые материалы все еще не расшифрованы. Первые публикации материалов относятся к 1924 г., публиковались они за рубежом. В основном это 11 глава дела. В России эту главу переписывали от руки, а в печатном виде она увидела свет в 1925 году за рубежом в книге А.А. Валентинова «Черная книга» (« Штурм Небес»). В России публиковалась в 90-ых годах выборочно в журнальном варианте. Вот некоторые извлечения из книги:
«Процесс начался 10 июня 1922 г.
Заседания петроградского революционного трибунала происходили в зале филармонии (бывшем Дворянском Собрании), на углу Михайловской и Итальянской улиц. В этот день с раннего утра густая толпа народа запрудила Михайловскую и Итальянскую улицы, а также прилегавшую к последней части Невского проспекта. Несколько десятков тысяч человек стояли здесь в течение ряда часов в ожидании доставления подсудимых, в особенности же митрополита, в трибунал. Стояли недвижимо, в благоговейной тишине.» В последнем слове митрополит Вениамин сказал только : «Я верный сын своего народа, я люблю и всегда любил его. Я жизнь ему свою отдал, и я счастлив тем, что народ – вернее, простой народ – платил мне тою же любовью, и он же поставил меня на то место, которое я занимаю в православной церкви».
Это было всё, что митрополит сказал о себе в своём «последнем слове». Остальное, довольно продолжительное время своей речи он посвятил исключительно соображениям и объяснениям в защиту некоторых подсудимых, ссылаясь на документы и иные данные и обнаружив при этом большую память, последовательность и невозмутимое спокойствие».
Были приговорены к расстрелу десять лиц: митрополит Вениамин, архимандрит Сергий, Ю.П. Новицкий, И.М. Ковшаров, епископ Венедикт, Н. Н. Чуков (настоятель Казанского собора и ректор богословского института), Л, К. Богоявленский (настоятель Исаакиевского собора), М.П. Чельцов (протоиерей), Н. Ф. Огнев (проф. военно-юридической академии) и Н.А. Елачич (б. пом. статс-секретарь Государственного совета), некоторым впоследствии расстрел был заменен на каторгу.
Приговор был приведен в исполнение в ночь на 13 августа 1922 года. «Митрополит шёл на смерть спокойно, тихо шепча молитву и крестясь...» Вместе с ним на Ржевском полигоне были расстреляны архимандрит Сергий, Ю.Новицкий и И.Ковшаров.
Ржевский полигон ещё в царское время был предназначен для стрельбищ и хранения оружия и боеприпасов, не даром эти места и до ныне называются " Ржевка и Пороховые." В годы красного террора полигон в местечке с финским названием Койранкангас стал накопителем для тех, кого комиссары приговорили к расстрелу.
Впечатление от посещения этого места весьма тяжёлое. Само здание накопителя- красно-кирпичное. Пустыми окнами стены, заросшие деревьями и покрытые мхом, смотрят на двойной коридор, расположенный вдоль длинной стороны периметра, разобранные перекрытия крыши открывают небо над головой, а за этим строением сделаны земляные валы, которые приглушали звук взрывавшихся снарядов и пулемётных очередей. Трудами энтузиастов внутри накопителя установлен скромный алтарь, перед которым священники отец Евгений и отец Алексий послужили молебен и литию. Затем все паломники отправились в лес тропой, которая стала аллеей памяти невинно убиенных новомучеников российских.
Перед памятным гранитным камнем матушка Илариона рассказала о поездке на родину священномученика Вениамина, которая состоялась недавно- с 30 сентября по 4 октября. Все паломники, стоя под зонтиками, изрядно промокшие, но затаив дыхание слушали рассказ матушки Иларионы, живописавший картины тех мест, где проходило детство Владыки. После этой небольшой остановки двинулись дальше, к обрыву, по своеобразной аллее памяти. На стволах берёз фотографии тех, кто был расстрелян в этом лесу, на некоторых из них стихи Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Везде свечи, надгробные венки и терновые венки. Хоть погода буквально рыдала холодным октябрьским дождём, и лес открылся, совершенно обнажив своих белоствольных обитателей, но все участники этого паломничества не торопились уходить в тёплый автобус, а в раздумьях, тихо переговариваясь, шли гуськом по узкой тропинке, пытаясь осознать важность этого места для истории нашей Церкви и того нравственного урока, который был получен нами сегодня на примере жизни в вере её священнослужителя – Владыки Вениамина и тех, кто как и Владыка, приняли смерть от рук большевиков.
Оставьте Ваш комментарий