Пасхальное богослужение на городском подворье Константино-Еленинского монастыря - в храме прмч. Андрея Критского
Пасхальное богослужение на городском подворье Константино-Еленинского монастыря - в храме прмч. Андрея Критского. 23-24 апреля 2022г. В начале Пасхальной службы, после Крестного хода и Триоди Цветной, иерей Николай Автушенко, возглавивший службу, зачитал Огласительное Слово Иоанна Златоуста на Пасху. В этом произведении святой святитель говорит о том, что Господь принимает всякого, идущего в храм, в какое бы время не коснулась его мысль прийти в храм, особенно же ждет Господь всех в Пасху: «Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит. Итак, все — все войдите в радость Господа своего!» Эту радость сопровождают и Пасхальные песнопения. Они называются «Песнопения Цветной Триоди» и со¬ставлены святыми отцами, отдельные имена которых остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений - канон на Святую Пасху. Именно в этом каноне мы слышим: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христосе Бог нас приведе, победную поющия!
Или : Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! (Тропарь, глас 5-й).
Как всегда читалось Евангелие от Иоанна глава 1 стихи с 1по 17. Эти наполненные космическим смыслом слова произносились на нескольких языках – на греческом, на латыни, на церковно-славянском, на русском, на древне-еврейском. Иногда еще читают на английском, немецком и испанском языках. Это всегда очень впечатляет. Считается, что традиция чтения Евангелия от Иоанна очень древняя и восходит к X веку. Известно, что она была инициирована константинопольским Патриархом. Сначала текст читался на двух языках – латинском и греческом. А позднее был добавлен еще древнееврейский, как третий из языков, на которых была сделана надпись на кресте «Иисус Назорей – царь Иудейский». Когда в литургии начали использовать местные языки, этот текст стал читаться и на них.
В современном церковном обиходе пасхальное Евангелие на этих трех древних и некоторых современных языках символизирует универсальность Евангелия, которое обращено ко всем народам: благая весть о Христе, чья победа над смертью празднуется в Пасхальную ночь, должна быть услышана на всех языках мира.
Службу сопровождало пение двух хоров. Один- хор наших певчих в расширенном составе под руководством регента Христины Михайловской-Выстриковской. Наши певчие обладают великолепными голосами, звучание которых придает богослужению и красоту и совершенство. В пасхальном богослужении традиционно принял участие Любительский хор под руководством Н.М. Лазаревой, чудесно дополняющий своим подлинным духовным звучанием глубину литургического переживания. Перекличка двух хоров создает у паствы желание присоединиться к их пению, потому многие прихожане иногда поют те музыкальные фрагменты, которые им известны и которые вызывают у них религиозное переживание.
Особенно радостно с амвона благословлял паству иерей Илия Семин, - это его первая Пасха служения в сане священника. Дьякон Андрей Вериалов соединил всю службу в единое целое.
Было очень много причастников, были и дети – учащиеся Воскресной школы. Им приходилось нелегко, потому что Пасхальное богослужение происходит ночью, когда они привычно спят.
В конце службы отец Николай зачитал традиционное поздравление Патриарха Кирилла. В частности в нем говорилось следующее:
«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Обращаясь к вам этим жизнеутверждающим приветствием, сердечно всех вас поздравляю с великим и мироспасительным праздником Пасхи. В сей нареченный и святый день мы преисполняемся такой духовной радости и огромной благодарности Богу, столь явно ощущаем силу и глубину любви Творца к человеку, что порою сложно найти другие слова для выражения наших чувств, кроме тех, с которыми жёны-мироносицы устремились к апостолам, дабы возвестить им о чудесном событии, что они видели Господа. Можно только представить, как непросто было ученикам Спасителя поверить в реальность произошедшего Воскресения. Ведь ещё недавно они своими глазами видели, как терзали и распинали их любимого Учителя. Ещё свежи воспоминания, как полагали Его мёртвое и бездыханное Тело во гроб и запечатывали тяжёлым камнем холодную пещеру. И вот скорбь сменяется утверждением веры и торжеством жизни, а слёзы печали претворяются в слёзы радости.
Пережитый опыт реального общения с Воскресшим Христом и немеркнущая пасхальная радость окрыляли и вдохновляли апостолов, шедших до пределов земли, чтобы проповедовать прощение грехов и спасение, которые мы получили через Восставшего от гроба Господа Иисуса. Не страшась невзгод и жестоких гонений, терпя бедствия и злоключения, апостолы неумолчно и дерзновенно свидетельствовали о Христе – Победителе смерти.
И вот уже два тысячелетия Церковь живёт этой вестью о Воскресении и стремится приобщить к ней каждого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 9). В свете Пасхи действительно всё видится иначе: исчезает страх и чувство безысходности, порождаемые скорбями, печалью и житейскими неурядицами. И даже непростые обстоятельства нынешнего тревожного времени в перспективе дарованной нам вечности теряют свою зловещую остроту.» …И сегодня, когда мир раздираем конфликтами и противоречиями, а в сердцах многих людей поселились ненависть, страх и вражда, особенно важно не забывать о своём христианском призвании и проявлять настоящую любовь к ближним, которой только и исцеляются раны, нанесённые злом и неправдой.»
После службы прихожане поздравляли друг друга и отцов священников с Воскресением Христовым, обменивались поздравлениями, так что вся атмосфера праздника была пронизана радостью и Божией благодатью.
Нельзя пройти мимо того, с каким вкусом и любовью были украшены цветами иконы, прежде всего - икона Воскресения на центральном амвоне, вазы с цветами были размещены в нескольких местах в боковых нефах и у особо чтимых икон.
Христос воскресе! Воистину воскресе!
Оставьте Ваш комментарий