В Петербурге с 9 по 12 апреля проходит Конференция «Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма»
В Петербурге с 9 по 12 апреля проходит Конференция «Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма», организованная Русским Географическим обществом. Конференция привлекла большое количество участников, как со стороны Членов Географического общества, так и со стороны тех организаций, которые вовлечены в паломнический процесс в качестве участников и организаторов.
Первые два дня заседаний прошли в Синем Зале Епархиального Управления. Торжественное открытие с предначинательной молитвы совершил епископ Кронштадтский Назарий, Наместник Александро-Невской Лавры. Он обратился к присутствующим со словами о том, что место встречи и первого дня работы Конференции выбрано как нельзя более уместно для развития темы сакральной географии и паломничества, потому что сама Лавра в Петербурге является сакральным местом. Епископ Назарий заметил, что необязательно открывать новые острова, важно сохранять то, что Господь дал нам, те творения рук человеческих, которые по воле Божьей находятся у нас во владении. Епископ Назарий выступил с отдельной презентацией, которая была посвящена истории Александро-Невской лавры, тому, что далеко не все здания, некогда принадлежавшие Лавре, возвращены ей. В то же время Владыка показал фото отреставрированных зданий Лавры и интерьеров, переданных правительством города, и рассказал, с какой любовью и тщанием проводит Церковь реставрационные работы. Тема уничтожения храмов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в годы безбожной власти, очень болезненная для РПЦ, прослеживалась и в других докладах. С рассказом об утраченных архитектурных сооружениях выступил во второй день Конференции Коренцвит Виктор Авраамович, действительный член Русского Географического общества СПб, археолог. Он рассказал о том, что археологические раскопки вскрывают сакральные центры нашего города и обнаруживают необыкновенные факты. Было время , когда на площади перед Казанским собором находилось сразу два храма во имя Казанской иконы Б.М. Первый храм был построен по проекту арх.Земцова еще в начале 18 века и внешне напоминал Петро-Павловский собор Петропавловской крепости, являлся семейным храмом царской семьи, где совершались крещения, отпевания и бракосочетания царских особ. Благодаря работе археологов удалось под фонтаном сквера перед Казанским собором найти более древний исторический слой, исследовать его и определить такую необычную архитектурную комбинацию – остатки фундамента первой церкви Казанской иконы Б.М. и основание Казанского собора, построенного арх. Захаровым . В докладе были также указаны другие адреса не сохранившихся или перестроенных церквей и соборов – Ярославское подворье на наб.Лейтенанта Шмидта, 39, с церковью Анастасии Узорешительницы, место, связанное с Григорием Распутиным; Покровская церковь на Покровской площади, ныне этой площади Тургенева, сквер которой повторяет очертания утраченной старинной церкви; церковь Всех скорбящих Радости на Обводном канале, которая сейчас возрождается усилиями Общины прихожан и РПЦ.
Кстати во второй день Конференции был зачитан доклад протоиерея Александра (Пашкова), настоятеля Никольского храма Лейб-гвардии Е.И.В . 3-го Стрелкового полка СПб о возвращении этого храма верующим. В здании начиная с 90 х годов 20 века вплоть до декабря 2015 года помещалась спортивная школа ! Церковь была построена на средства военнослужащих полка в рамках плана царя Павла I по устройству быта и службы инвалидов, которые выходили на пенсию, отслужив 25 лет верой и правдой Отечеству, часто глубоко больными людьми. Начиная с Николая I все цесаревичи становились военнослужащими этого батальона, а впоследствии полка, и были приписаны к нему, и значит, посещали богослужения в этой церкви. Отец Александр ( Пашков) рассказал, с каким сопротивлением бывших посетителей фитнес клуба пришлось столкнуться и настоятелю и прихожанам, как безбожная позиция многих соотечественников в отношении возвращения храмов верующим препятствует восстановлению исторической справедливости. Об этом говорил также В. А. Дервенев, глава Паломнического отдела Санкт-Петербургской Епархии, в отношении полемики вокруг вопроса возвращения Исаакиевского собора РПЦ. Все храмы до революции принадлежали церкви, а стремление представить музеи как главных хранителей церковного богатства, икон, утвари, не соответствует реальному положению вещей, потому что РПЦ не разоряла своих монастырей, не разрушала храмов, не обменивала святыни на золото, не вывозила их за границу. Возвращение Церкви того, что ей принадлежало, есть процесс закономерный, который должен быть с пониманием принят обществом. О проблемах разоренных святынь, о разрушенных храмах, о пропавших колоколах набатом звучали выступления участников Конференции.
Все перечисленные места Петербурга являются, безусловно, сакральными местами, сохраняют свою роль, не смотря на то, что культовые сооружения оказались утраченными, продолжают притягивать архитекторов. На местах, где когда-то стояли церкви, возводятся поклонные кресты, чтобы жители не забывали о святости места. Одним из примеров созидания сакральных мест, т.е. таких мест, которые выполняют сложную задачу одухотворения близлежащих территорий, является Константино-Еленинский женский монастырь, о котором рассказала игумения Иларионы (Феоктистова), матушка настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря в поселке Ленинское Ленинградской области. Далеко не все знают, что исторически в поселке Ленинское не было никакого храма, а до 1939 года этот поселок вообще был финской территорией и назывался Хаппала , где отсутствовала какая-либо церковная традиция. Благодаря усилиям ктитора монастыря, г-на Голощапова К.В., было собрано много святынь – частицы мощей древних святых, в том числе Св. равноапостольных ц.ц. Константина и Елены, иконы, написанные афонскими монахами. «Такое сочетание новизны и древности создает особое духовное напряжение в жизни обители»,- говорит игуменья Илариона. Историческую перспективу монастырю создают два подворья - храм преподобномученика Андрея Критского в Петербурге и Линтульское Свято-Троицкое подворье в поселке Огоньки Выборгского района. Оба эти места связаны с царской семьей: и храм Андрея Критского и Линтульский женский монастырь были построены и посвящены чудесному спасению семьи императора Александра III в Борках при крушении поезда. Оба храма освящал св. прав. Иоанн Кронштадтский. В деятельности храма и монастыря еще в начале 20 века преобладало миссионерское, просветительское направление. Это и понятно, т.к. вектор этого направления задавал настоятель храма преподобномученика Андрея Критского, свмч. Философ Орнатский , возглавлявший Всероссийское общество духовно-нравственного просвещения. Понятно, что Константино-Еленинский женский монастырь притягивает паломников, а близость к Петербургу делает его очень удобным для посещения туристами и трудниками, помогая им приобщаться к жизни монастыря и принося большую духовную пользу.
На Конференции также звучали доклады о природе Приладожья, о необходимости сохранять этот уникальный природный и духовный край; интересно было узнать о четырех кругосветных путешествиях на яхте под флагом и именем Андрея Первозванного, о православной миссии в Японии, о том , как миссионерская деятельность св. Николая Японского оказала воздействие на христианизацию Японии, — этой далекой островной страны. По силе убеждения самым ярким был доклад ученого из Сербии Божедара Мироновича, который рассказал о своей оригинальной концепции возникновения древней славянской цивилизации.
Конференция стала 2ой по счету, предыдущая проходила в 2009 году, - это говорит о том, что подготовка к научной встрече была очень основательной, а доклады стали настоящими научными событиями.
Оставьте Ваш комментарий